Руководитель Армянского национального комитета Бюро партии «Дашнакцутюн» Киро Маноян не видит действий со стороны Сержа Саргсяна с целью реанимирования армяно-турецких протоколов.
— «Если бы Турция ратифицировала протоколы, то все было бы по-другому. Отзыв протоколов из парламента — политический посыл Турции. В случае, если Турция ратифицирует документы, мы тоже сделаем это»,- в беседе с CNNturk заявил президент Серж Саргсян. Не кажется ли Вам, что сказанное — попытка ратификации протоколов? АРПД приветствовала решение Сержа Саргсяна об отзыве протоколов из парламента. Что Вы скажете сейчас?
-Я не думаю, что президент дал возможность для реанимирования протоколов. Да, к сожалению, документ де-юре еще жив, так как ни одна из сторон не отзывала подпись. Поэтому мы всегда говорили и продолжаем твердить, что Армения должна аннулировать подпись, так как Турция доказала, что не хочет строить отношения Ереваном без предусловий. Мысли, выраженные президентом в беседе с CNNturk – его позиция и она не нова. Поэтому, когда президент отозвал протоколы из парламента, мы приветствовали шаг, в тоже время назвав его недостаточным: поскольку подписи все еще стоят под документом, хоть и вероятность мала, но Турция вдруг может решить ратифицировать документы, и как отмечал президент, в этом случае Армения тоже ратифицирует их. Мы против ратификации протоколов, поэтому снова заявляем, что Ереван должен аннулировать подпись.
— Не свидетельствует ли о нашей слабости готовность подписать протоколы после последних жестких, антиармянских заявлений и даже оскорблений в адрес международной общественности, заявлений Анкары в адрес Папы Римского, после давлений на живущих в Турции армян?
Читайте также
— Можно комментировать и так, но я не думаю, что заявление президента говорит об этом. Серж Саргсян отозвал протоколы из парламента приблизительно два месяца назад, в те дни когда в Армению совершал визит высокопоставленный американский дипломат, который ссылаясь на протоколы заявил: «надеемся, что они вовремя будут ратифицированы, мы довольны тем, что процесс не остановлен». Накануне генеральный секретарь ПАСЕ также коснулся темы протоколов, выразив надежду, что документы вскоре ратифицируют, в резолюции СЕ тоже об этом говорится. То есть, особенно Запад выражает желание о ратификации протоколов. Думаю, президент в своем слове больше отвечал на заявления, сделанные Западом, и это не свидетельствует о слабости. Президент сказал, что если Турция подпишет, подпишем и мы, но повторяю, Дашнакцутюн — против.
— Жестким заявлениям президента Турции последовало обращение премьер-министра по случаю 24 апреля, через которое, кажется, Анкара оставляет возможность для примирения. Были такие слова «… возложение ответственности на плечи турецкого народа путем обобщения, добавив еще и слова ненависти, создает проблемы с точки зрения права и совести». В противоположность этому Эрдоган 18 апреля заявил, что армяне сами были виновны в переселении, в своем обращении выразил соболезнования по поводу жертв во время переселения, заявив, что не нужно дифференцировать жертвы и боль. Это очередная хитрая уловка турецкой дипломатии?
— Призыв не дифференцировать то же самое, что и политика отрицания, просто форма немного другая.
— Но факт остается фактом: в мероприятиях, организованных в Турции участвовали большее число президентов, чем в Армении.
— Не хочу обидеть какую- либо страну или народ, но думаю, президенты, приехавшие в Армению в мире намного влиятельнее, чем все те, кто поехал в Турцию вместе взятые. В Армении, как и в Турции в этот день были не только президенты. Если учесть, факт, что в нашу страну приезжали спикеры парламентов, премьер-министры, президенты двух стран-членов Совета Безопасности ООН, США были представлены на уровне министра, а в Турции делегации были представлены на уровне послов. Я не согласен с мнением, что в Турции международное присутствие было солиднее. Нужно учесть, что в Турцию поехали все те, кто имеет религиозные и этнические связи с этой страной.
— С 100-ой годовщиной Геноцида, кажется все понятно, все на высшем уровне. Но за 24 апреля настанет 25-ое, 100-ой годовщине последует 101-ая. Каким будет следующий шаг, видите ли Вы государственную политику в этом направлении ?
— Я бы отметил, что есть общенациональное единомыслие на счет будущих действий. Речь о правах нашего народа. Кто-то назовет это возмещением, ликвидацией последствий Геноцида или подчеркнет роль Армении, как предъявителя требований. Есть единомыслие в плане будущих действий, это и может быть общенациональным достижением.