Aravot.am поинтересовался у лидера «Наследия» Раффи Ованнисяна, что он конкретно имеет в виду, говоря «Помним и требуем», что он имеет в виду, произнося слово «требование». «Я не осмеливаюсь, даже не претендую на то, чтобы отвечать на этот вопрос за каждого человека. 11 апреля, несколько недель назад, я выступил в израильской газете «Иерусалем пост» со статьей, где представил мои подходы, и я думаю, что эти подходы предполагают прежде всего правовую, принадлежащую народу Республику Армения, которую мы не имеем. Это – раз. Второе – это реальная стратегическая программа в сотрудничестве с западноармянскими правопреемниками, направленная на воссоединение армянина и его родины. Сегодня мы имеем сотни тысяч армян-соотечественников, которые живут по ту сторону Большой горы (Арарат, – ред.), за развалинами Ани, и мы должны спросить у себя, что мы делаем для этих наших соотечественников. Институционально, классическая Диаспора и государственный Ереван, официальная Армения, по моему мнению, настолько погружены в свои дела, что почти 1 миллион соотечественников остались вне поля зрения в Малатии, Тигранакерте, Ване и других исторических местах…
В Западной Армении есть небольшие армянские общины – тюркоязычные, курдоязычные, есть элементарная потребность в учителях армянского языка. Кто должен сделать этот шаг?.. Я думаю, это шаг должны в первую очередь сделать мы, до того , как будет принято комплексное, всеобъемлющее решение между Республикой Армения и Турцией. Чтобы армяне воссоединились со своей родиной, дать возможность для воссоединения, право на возвращение, и это возвращение произошло бы к национальному очагу, где сегодня нет никаких условий, чтобы кто-то отказался от своего настоящего гражданства.
Я гражданин Республики Армения, я выбрал Республику Армения, я горд этим наряду с болью, всеми невзгодами, ошибками. И я, если вернусь в Западную Армению, страну Овакима и Хнкени, Гаспара и Сирун, я не должен буду отказаться от своего гражданства. Образование там должно быть армянское, там должны будут восстановиться общины, культурное наследие, все должно вернуться к этому национальному очагу, там должна праздновать армянская идентичность – от горы Масис до Муса-дага.
И, наконец, вопрос о границе, когда официальный Ереван и Анкара будут к этому готовы, они должны сами решить между собой. Но должен быть сделан первый шаг. Готова ли Турция совершить первый шаг навстречу армянскому народу? И готов ли армянский народ, не только в Армении, но и во всей диаспоре, также совершить шаг к своей Родине? Я не могу говорить от имени всех, но я сам готов, я готов через прошлое двинуться в будущее», – ответил Раффи Ованнисян.
Читайте также
По словам Раффи Ованнисяна, в Турции есть общественные течения, молодежь и ученые, которые признают Геноцид армян, и сожалеют об этом, с такими людьми надо продолжать работать. А официальная Анкара, по его словам, может быть спустя годы, исходя из своих же интересов, должна будет принять, компенсировать и восстановить права армянского народа. «Но я не намерен молить ни Обаму, ни Путина, ни тем более Эрдогана, это наше право, и никто кроме нас, не имеет больше прав на Западную Армению», – сказал г-н Ованнисян. По его словам, возвращение нам родины и наше возвращение на родину, зависит только от нас. «Мы знаем, что то, что мы потеряли сто лет назад, и несколько дней назад, это не только жизни 1,5 миллиона армян, но и уничтожение целой расы, уничтожение родины – цивилизации, культуры, церквей, школ, уничтожение всей истории жизни. Возможно, в течение нашей жизни, и даже после нее, мы не увидим Западную Армению такой, какой она была сто лет назад, мне очень жаль, но изменившиеся права, школа, Церковь, принадлежность к земле – эти права мы можем приобрести шаг за шагом, если мы сами готовы. Но для этого мы должны иметь сильное, крепкое, правовое государство, и мы должны понимать, что самый сильный ответ на 24 апреля – это завтрашний день, самое высшее испытание, которое мы должны принять, это 25, 26, 27 апреля…», – сказал Ованнисян.