«То, что сейчас творится на медийном поле России, нельзя назвать пропагандой, информационной войной, дать какое-либо классическое название происходящему невозможно. То, что сейчас происходит в России, я называю «медиафренией». Медиафрения – это порождение хаоса в головах прежде всего своих граждан, культ алогичности, снижение «болевого порога» граждан. Являясь порождением государства и его функцией, она обладает, тем не менее, высоким уровнем автономии и оказывает обратное воздействие на политику страны»,- вот так охарактеризовал состояние свободы печати в своей стране известный российский журналист, публицист, бывший депутат Государственной Думы (от фракции «Яблоко»),бывший секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко на конференции «Уровень журналистики в цифровом веке», которая состоялась с 18 по 22 мая в Алматы.
«Война с Украиной началась в телевизоре и только потом перешла в реальность. По телевизору показывают распятых детей, из за чего люди получают глубокие психологические травмы, впадают в шоковое состояние, а потом, сколько не доказывай, что это ложь, все равно, ничего уже не изменишь: общество уже травмировано. Вот что делает с собственной общественностью, собственными гражданами путинская медиафрения»,- отметил Яковенко. По его словам, в России исчезло экспертное поле: все те люди, которых принимали и уважали в собственных профессиональных кругах, были вытеснены из данной сферы, и экспертов, лидеров общественного мнения сейчас «назначают» в прямом эфире. Люди, не имеющие каких-либо заслуг и не принятые в профессиональных кругах, в прямом эфире назначаются «экспертамы». Журналист напомнил, что даже в советское время Академии наук хватило духу отказать руководству страны, и академика Сахарова не исключила из своих рядов. А сейчас преследования бывшего директора Института Научной Информации по Общественным наукам РАН Юрия Пивоварова в профессиональных и общественных кругах не встречают никакого сопротивления. «Пивоварова посадят, а руководство академии ни слова не проронит»,- сказал Яковенко.
Игорь Яковенко дал интересную формулировку путинской диктатуре: «При классическом тоталитаризме ложью прикрывают насилие. При путинском тоталитаризме все с точностью наоборот: насилием прикрывают ложь. Соотношение удельного веса лжи и насилия принципиально изменилось: насилие носит локальный характер, ложь — тотальный». По его словам, в отличие от всех четырех тоталитарных режимов 20 века – итальянского фашизма Муссолини, немецкого нацизма Гитлера, советского коммунизма Сталина и исламизма Хомейни и «братьев мусульман», путинский режим обходится без развернутой тоталитарной идеологии. На наш вопрос, не являются ли идеологической основой этого режима империалистические претензии России, расширение границ Великой Руси, Яковенко ответил, что это не идеология, она не имеет формулировки, как например «Коран» для исламизма, «Майн Кампф» («Моя Борьба») для нацизма, «Капитал» для коммунизма и так далее. Есть всего лишь стремление к Великой Руси. Что касается того, что Путин «сошел с ума», Яковенко с подобной точкой зрения не согласен: «По крайней мере, по сей день никто не видел, чтобы он засунул вилку в ухо или съел мыло. Нет, он не сумасшедший, он чувствует, что его ждет Гаагский трибунал, но продолжает делать то, что делает… Это большая трагедия. Пахнет третьей мировой, и это будет конец».
Публицист также показывает пути борьбы с медиафренией. По его словам, нужно в Европе, США и других странах запретить вещание российских телеканалов, которые сеют ненависть и войну, так как их телевизионный продукт влияет и на русскоязычное население этих стран. Для русскоязычного мира создать мощную информационную альтернативу, с целью показать, что՛ на самом деле твориться в России. И наконец, создать международный общественный трибунал по фактам разжигания ненависти и организации войны с помощью медиа. Этими действиями, по мнению Яковенко, можно остановить царящую в России медиафрению.
Читайте также