Сегодня ряд чиновников и олигархов, представляя себя на одинаковой с Гейдаром Алиевым, Асадом или Ким Ир Сеном плоскости, своих домашних любимчиков «Ильхамов», «Башаров» или «Ким Чен Иров» устраивают на разные назначаемые или даже выборные должности»
— Господин Меграбян, вначале подведем итоги Рижского Саммита «Восточного партнерства» по части Армении. Что было положительного для нашего государства, а что – отрицательного?
— Прежде всего, произошло главное: перед Арменией двери ЕС не закрылись, а наоборот – открывается новая возможность для нашего государства, и это закрепили документально. Другой вопрос, как, и с какой результативностью, она будет использована. Очень важным достижением также было то, что Декларацией ЕС выразил свою поддержку усилиям Минской Группы ОБСЕ по мирному решению Карабахского вопроса, воздержавшись от использования каких-то предопределяющих формулировок. Фактически, совместные усилия Москвы, Анкары и Баку, направленные на то, чтобы дискредитировать усилия Минской Группы и поставить под сомнение его мандат – лопнули как мыльный пузырь. Приобретением было также то, что частично рассеялась опасная тень, нависшая над интересами и репутацией нашей страны из-за Крымского вопроса, и об этом говорил президент Украины Порошенко. Однако, общая ситуация остается очень тревожной. Примечательно заявление Дональда Туска, что саммит проходит в условиях запугивания и агрессии, имея в виду Россию. И стратегический ответ на это со стороны ЕС пока не вырисовывается, Рижский саммит также оставил этот вопрос, тем не менее, в подвешенном состоянии. В ситуации с Арменией это означает, что угроз нашей безопасности меньше не стало, поскольку имперская и ревизионистская диктатура Кремля пока чувствует себя безнаказанной. И даже заявление Вашингтона о решительной поддержке процессу сближения ЕС и Восточного партнерства не является для Москвы в достаточной мере убедительным. Но нужно сказать, что это сложный и динамичный процесс, и основные развития еще впереди. Важно то, что Европа, фактически, отказывается признавать за Россией якобы «законные интересы» в постсоветских странах, как то – «право» на безнаказанный грабеж и развращение. Это чрезвычайно необходимо, но слишком далеко от того, чтобы быть достаточным.
— Президент Армении в своем выступлении отметил, что Армения обязуется предпринять шаги совместно с партнерами ЕС по формированию новой правовой основы наших отношений, которая будет совместима, в частности, с членством нашей страны в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Считаете ли Вы возможным «совместимость» на практике?
Читайте также
— После «аварии» 3-го сентября Армения получила новую возможность интегрироваться в Цивилизацию. Однако, проблема в том, что как и до 3-го сентября, власти не предпринимают шагов, чтобы повысить сопротивляемость государства к возможному давлению со стороны России. Учитывая «историю болезни» власти, трудно представить, что это будет сделано в будущем. Что будет делать Серж Саргсян, если, допустим, прихотям Москвы не будет соответствовать новая правовая основа будущих отношений ЕС-Армения? Эти разговоры о «совместимости», конечно, всего лишь из области риторики. Все понимают, что это просто несовместимо. Невозможно совместить, допустим, тотальное сращивание бизнеса и политики с жестким их разделением, независимый суд с судом, компостирующим решения власти, императив формирования власти, подотчетной обществу, с необходимостью сохранения неограниченной власти криминальной олигархии и т.д. Это несовместимо в принципе. Это из области алхимии. Невозможно сближаться с Европой, «дома» терпя произвол полуграмотной, безответственной, криминально-олигархической прослойки, сдружившейся в российскими государственными организациями.
Позор в связи с российской компанией «Электрические сети Армении» – тому яркий пример. Эта компания годами занималась банальным и неограниченным грабежом энергосистемы Армении, накопив долг в четверть миллиарда долларов. Решение вопроса – на поверхности: либо эта российская компания должна возместить ущерб за ошибки или преступления своего дочернего подразделения, либо – «Имущество в обмен на долг», то есть, должна вернуть имущество и активы Правительству Армении и убраться отсюда. Пойдет ли власть на это? Пойдет, если общество заставит! Сегодня ряд министров публично заявляют, что они бессильны, или не имеют рычагов, чтобы вести борьбу против вопиющих беззаконий в подчиненных им сферах. И заявляют, не краснея.
А премьер-министр даже бахвалится, что «для политики ума не надо». Сегодня ряд чиновников и олигархов, представляя себя на одинаковой с Гейдаром Алиевым, Асадом или Ким Ир Сеном плоскости, своих домашних любимчиков «Ильхамов», «Башаров» или «Ким Чен Иров» устраивают на разные назначаемые или даже выборные должности. И это тоже совместимо? Власть не только не противится этой дурной практике, но и оказывает партийно-политическую поддержку. Цивилизация просто несовместима с дикостью и цинизмом! Так что заверения президента Армении остро нуждаются в доказательстве в практическом поле. И нужно ставить задачу не в том, чтобы совмещать несовместимое, а вернуть государству его функции, восстановить институт выборов, защитить государственность от власти. «И-и» не существует, с Европой может быть совместима только Свободная и Независимая Армения, следовательно, свободная и независимая от России, а остальное – либо обман, либо самообман!
— В дни Рижского Саммита особенно европейские чиновники повторяли, что «Восточное партнерство» не направлено против России. Вы замечаете на данном этапе смягчение позиций? Если да, то к чему это может привести?
— Нужно констатировать, что действительно, ЕС, «Восточное партнерство» не направлены, принципиально и объективно просто не могут быть направлены против России или кого-либо другого. Модель ЕС сама по себе – против конфликтов, она и была создана именно с целью исключения возможности конфликтов, войн, даже мировых войн, и жизнь после 1945г показала и жизнеспособность, и жизненную необходимость этой модели. Тем самым, становится понятным стремление стран Центральной Европы к интеграции в это сообщество мира, свободы и благополучия после распада СССР. То же, позже, на Балканах, веками отягощенных конфликтами, затем – в Восточной Европе, то есть такое же естественное стремление в постсоветских странах, даже если в этом направлении делаются первые, полные ошибок и недоразумений шаги. Другое дело, что Москва говорит и представляет все наоборот. Более того, вследствие грубейших стратегических ошибок политического класса постсоветских стран и Запада мы имеем дело с фактом, когда в действительности суверенитет стран-членов Восточного партнерства ограничен со стороны России. Влияние Кремля в этих странах чрезвычайно велико и проявляется в виде системного токсического эффекта. Коррупция, казнокрадство, криминал, олигархия – вот опоры России в постсоветских странах, и все это самым что ни есть рельефным образом проявляется в нашей стране. На этом фоне впечатление, что отмечается смягчение в отношениях РФ-Запад, считаю ложным. Скорее, имеет место тактическая пауза, в которой нуждаются как Москва, так и Запад, конечно, исходя из разных соображений. Ведь главная причина конфронтации не устранена, она сохраняется. Эта причина – фашистская идея «Русского мира», которая как призрак поселилась в коридорах Кремля и Лубянки и в мозгах обитателей их кабинетов.
— То, что в итоговой декларации Рижского Саммита в пункте про Карабахский конфликт не были упомянуты основные принципы урегулирования, что и вызвало недовольство Баку, можно ли считать определенным успехом армянской дипломатии?
— Отчасти, да. Однако, это важное развитие обусловлено не только усилиями армянской дипломатии. Конечно, это напрямую исходит из интересов Армении, но помимо этого, исходит также из интересов региональной и международной безопасности. Жизнь покажет. Насколько далеко пойдет эта очень позитивная тенденция, которая вернет официальный Баку в конструктивное русло и облегчит дело жизненной важности по достижению почетного мира в регионе.
— Если сравнить отношение Запада к Армении и Азербайджану в последние месяцы, Вы замечаете разницу? Азербайджан в последнее время очень часто подвергается критике со стороны и США, и ЕС. Чем Вы объясняете это, и какие дополнительные шаги в такой ситуации может предпринять Армения во имя наших государственных интересов?
— В Европейской политике вырисовывается важная тенденция. Похоже, безответственное очковтирательство под названием «шаг вперед», ставшее поводом для многочисленных анекдотов и дискредитации европейских ценностей, в некоторой мере стало уступать свое место практике, когда вещи называют своими именами. Хочу подчеркнуть заявления председателя Европейского парламента Мартина Шульца о том, что диктатурам нет места в Европе, и что внутреннее устройство Беларуси и Азербайджана не соответствует европейским ценностям. Примечательно также, что Армения отсутствует в этом «почетном» списке. Хотя, здесь мы имеем дело с гигантским «авансом», и если реальные реформы будут продолжать топтаться на месте, как сегодня, то очень легко мы окажемся рядом с ними. Здесь также очень важно, что и в Беларуси, и в Азербайджане, а также в Казахстане и, конечно, в России – действуют драконовские законы против общественных организаций, чего в Армении, хотя бы на сегодня, нет. Именно это и вызвало такую ярость «товарищей» Волынкина, Косачева, Киселева, Бордюжи и остальных «друзей армянского народа». И далеко не исключается, что властям Армении Москвой может быть предъявлено требование бороться против «оранжевой угрозы» с применением «российского опыта», допустим, принесут «репрессивный пакет Януковича» и заставят принять. Гражданское общество Армении должно быть готово к этому вызову и не допустить, чтобы страна была превращена в колхоз Лукашенко или чекистское ханство Алиева-Путина.
26.05.2015