Недавно в Aravot.am был напечатан очерк о Рубене Филяне – талантливом писателе, который давно завершил свой жизненный путь в индийском штате Гоа. Я лично не был с ним знаком, потому что не принадлежу к этому поколению и этому окружению. «Богемная жизнь» вообще и то, что в Ереване 70-ых носило это условное название, от меня очень далеко. Но я слышал о нем еще «в то время», читал его прекрасную прозу, как и воспоминания Армена Шекояна о писателе. Уверен, что такие люди придавали важный оттенок нашей общественной жизни, оттенок, который, к сожалению, постепенно исчезает.
В начале 70-х, преодолевая все идеологические и «цензурные» преграды, до Советского Союза, в том числе и до Армении докатился распространившийся на Западе в конце 60-х дух молодежных движений. Рок-музыка, «хиппи», нонконформизм, восточные, особенно индийские философские и религиозные учения, вопреки советской официальной культуре, становились ценностями определенной прослойки нашей молодежи. Конечно, и тогда большинство составляли с одной стороны «кярту» и «рабисы», а с другой – карьеристы с нагрудными значками (просто сегодня изменилось «название» этого значка), но в 70-ые годы в столичной среде были молодежные круги, которые носили на себе отпечаток «идеологии свободы». В этом была некоторая экстремальность, но и в значительной мере здоровый подход, противопоставление принятым правилам игры.
Наша сегодняшняя молодежь, ее здоровая часть (оставим в стороне «кярту» и «комсомольцев») во много раз более прагматична. Это имеет свои положительные и негативные стороны. Хорошо, что люди ставят перед собой реальные цели и пытаются осуществить их, плохо, что мышление стало более стандартным, «компьютеризованным».
Да, они поклоняются «System of a Down», однако как культурное явление, идеология нонконформизма рока их особо не интересует.
Читайте также
А где столичная «богемная» молодежь 70-х, которым сейчас больше 60 лет? Боюсь, их большая часть сейчас не в Армении, за 25 лет эмигрировали все слои нашего общества, в том числе и интеллигенция. А те, кто остались, пожалуй, не могут сформулировать то, что хотели бы сказать. И так не только в Армении. Да, «Роллинг стоунз» продолжает петь, прекрасно выступает, но против чего они сейчас протестуют, с чем они не согласны, кому показывают язык, не совсем ясно.
Конечно, трудно представить, чтобы в Армении создавались «общины хиппи», такие вещи противоречат нашим культурным традициям. Но, повторю, в 70-е годы в некоторых молодежных кругах витал «бунтарский дух». У кого он сегодня остался?
Пожалуй, только у Шанта Арутюняна.