Этим вы свои души не спасете
По своей работе я часто встречаюсь с людьми, которые рассказывают о свершенных ими «важных национальных делах». Некоторые из них — немного странные люди, которые держат в кармане страницы своих довольно потрепанных и многословных «трактатов» о «спасении нации». Этим людям, конечно, нужно посочувствовать, но, обычно, они не хотят, чтобы мы – журналисты, помогали им в рамках нашей профессии, то есть подготовили публикации об их «изобретениях» (а когда публикуем, обычно, они остаются недовольны: «почему так коротко»). Эти люди, как правило, хотят, чтобы мы за них замолвили словечко «в верхах», чтобы «там» обратили внимание на их деятельность.
В реальности, мы берем на себя функцию психологической помощи, эти люди просто нуждаются в том, чтобы их кто-нибудь выслушал. Но речь не об этом «контингенте», а наоборот, по общепринятым представлениям, об «успешных» людях: известных представителях интеллигенции, должностных лицах, олигархах, которые также любят кичиться, представляя свои «национальные» дела.
Почему нужно быть скромным и как можно меньше говорить и даже думать о своих «подвигах» и «благотворительности»? Я оставляю в стороне случаи, когда это политический PR или способ подкупить избирателей. Рассмотрим более сложный и тем самым более опасный психологический механизм самопохвалы. Мы любим сами себя «награждать» за свои реальные или мнимые успехи, развитие. Проведя два часа в спортзале, мы часто думаем, что можно съесть мучное. Если мы целый день проработали, значит можно выкурить одну-две сигареты или часами «просидеть» в интернете. Если мы с успехом завершаем какой-нибудь проект, то нам кажется, что можно пойти в дорогой магазин и бессмысленно потратить деньги. В одном случае, удостоившись высокой самооценки (хоть и весьма объективно), мы притупляем свою бдительность и думаем, что достойны делать что-то, из-за чего в других условиях сами себе дали бы низкую оценку. И этим поступком будто бы оправдываем второй, но на самом деле «плохим», как минимум, нейтрализуем «хорошее». Приведенные примеры – мелкие бытовые слабости, это не большие грехи, просто примеры особенностей человеческой психологии.
Читайте также
Возвращаясь к свершившим «большие национальные дела» богачам и высокопоставленным чиновникам (они в Армении, как известно, те же самые люди), представим, что они достигли успехов честным или нечестным путем и творят, по их мнению, добрые дела. Если делать вслух заявления об этом или «держать в себе», то бывает очень сильное «оправдание » за крайне безнравственное поведение: неуплату налогов, взяточничество, обанкрочивание малого бизнеса. Я, конечно, не говорю, что добрые дела творить не надо, их нужно делать больше. Но не надо об этом говорить и думать, чтобы это не стало оправданием «плохих дел».
Вот что точно нельзя делать, это строить новые церкви, что является основой оправдания больших грехов, фальшивого благочестия и показухи. (Все именно так в современной Армении, а не «вообще». Параду этого лицемерия, конечно, способствует сросшееся с олигархией высокопоставленное духовенство. Чем больше и выше масштабы твоей «благотворительности» ( а что может быть выше строительства Дома Божьего), тем больше оправданий и «обоснований » для повседневных отвратительных грехов: «а знаешь, сколько национальных дел я свершил?».
Если выразится в переносном смысле, то построивший одну церковь, считает оправданным открытие десяти «борделей». В Армении, мне кажется, церквей уже достаточно, остается придать им истинный смысл.
Газета «Аравот»