ждый человек в любой момент своей жизни совершает выбор. В частности, стоит ли «побеждать» во всех спорах, начиная от мелких бытовых стычек и завершая «высокими» политическими и идеологическими спорами. Если главная цель человека – оказаться «правым» в любом случае, это придаст его жизни бессмысленное напряжение. Вопрос выбора – быть «правым», или быть счастливым. Или, вот, западная культура с трехлетнего возраста внедряет в детей мысль, что «они должны быть первыми», и тем самым превращают всю жизнь в гонки с целью выиграть «первенство» в различных сферах, расталкивая других локтями. Соответственно, если желаемые цели не достигнуты, возникают разочарования и комплексы. Ни один родитель и ни один педагог обычно не говорит ребенку: необязательно, чтобы ты был первым, постарайся быть особенным. (Кстати, думаю, что это должно стать основой новой образовательной системы).
То же самое и на уровне нации. В Армении «прозападники» и «русофилы» постоянно спорят, какая ориентация является более «верной», и используя правильные или ошибочные доводы, пытаются дискредитировать «противоположную сторону» и расхвалить свой выбор. На самом же деле в этом споре нет «правильного» и «неправильного». Кроме этих двух полюсов, можно быть также и «прокитайским» или «проиранским», лишь бы была обеспечена безбедная и безопасная жизнь граждан Армении. Выигрывают ли армяне, швыряя друг другу в лицо ярлыки – «алкаши», «пиндосы»? Только теряют, вовлекаясь в чужие споры. Пусть Виктория Нуланд и Сергей Кургинян спорят друг с другом, но не «через нас».
Таким же заблуждением, по моему мнению, является чрезмерное увлечение гонками за количеством. Это неправильно вообще, тем более неправильно в случае с Арменией. Мы не можем производить уже известный физический товар больше или даже лучше. Наша продукция должна быть особенной, отличающейся от других, «индивидуальной». Это иллюзия, что мы сейчас перезапустим, например, «Наирит», 10 тысяч человек получат работу, и мы займем передовые позиции в мире по производству каучука. Такое может сделать только сверхдержава. Не надо даже в воображении вступать в такую конкуренцию и обманывать людей, что такое может произойти через 1-2 месяца или хотя бы через 1-2 года.
В каких сферах мы можем получить особенный результат? Это вопрос, конечно же, следует обсудить, но мне кажется, что в сфере культуры, науки и информационных технологий, то есть, в области знаний, а не «выплавки чугуна». Но, вопреки высокопарным заявлениям, они не рассматриваются в качестве стратегических направлений, государство не совершает и не поощряет инвестиции в образование и науку. Тогда как понятно, что сегодня самыми перспективными являются инвестиции в Человека.
Читайте также