Семь часов утра. Полиция пока еще держит закрытым проспект Баграмяна. А демонстранты, в свою очередь, накануне вечером возвели баррикаду возле здания Союза писателей. Около 5 часов утра, когда по аналогии с вчерашним днем они ждали нападения с использованием водометов, они перевернули мусорные баки и связали их между собой в два ряда. По словам присутствовавших, никого из инициативы «Нет грабежу» под утро там уже не было. Они сказали, что из 14 членов инициативы десять все еще находятся в больнице, а остальные, после тщетных попыток поруководить демонстрантами в каких-то вопросах, в конце концов, ушли, потому что их никто не слушался. Наступил момент, когда одна группа демонстрантов никому не подчинялась, и ничего не хотела слышать.
Группа бывших и действующих депутатов, собравшиеся по призыву Никола Пашиняна, чтобы встать «живой стеной» между демонстрантами и полицией, тоже не хотела брать на себя ответственность, тем более, что к ним регулярно подходили разные люди и попрекали: «Нас вчера поливали водой, били, а вы явились присвоить себе нашу борьбу?». Примерно к 5 часам утра, часть демонстрантов, которая не видела смысла продолжать стоять на проспекте Баграмяна без какой-либо программы и действий, стала подходить к тем же депутатам и призывать их взять инициативу в свои руки, предложив какую-либо программу. Депутаты, естественно, отказывались: «Это не наша миссия. Мы пришли сюда только для того, чтобы обеспечить вашу безопасность, но мы не можем и не хотим брать на себя ответственность за организованную вами демонстрацию».
Кстати, до этого, примерно в 2-3 часа ночи, некоторые из демонстрантов, по меньшей мере с десяток раз безуспешно пытались освободить от демонстрантов участок улицы между «стеной» полицейских и баррикадой, или, как они сами его назвали – «пояс безопасности». «Просим вас вернуться за баррикаду, здесь должны оставаться только депутаты, интеллигенция и представители шоу-бизнеса, они обеспечивают безопасность». Однако их многочисленные попытки успехом не увенчались.
И вообще на проспекте словно царил романтический дух анархизма. Кто что хотел, то и делал, никто никого не слушал. Некоторые представители шоу-бизнеса и интеллигенции, видя, что ничего не происходит, ушли. Некоторые из них ушли еще после того, когда с крепкими ругательствами демонстранты «выставили» министра образования и науки Армена Ашотяна: «Мы здесь собрались не на политический митинг, у нас другие цели и задачи, а здесь пытаются политизировать». Однако большинство осталось на всю ночь.
Читайте также
Однако те, кто стоял на баррикаде, не слушали никого. Когда примерно к 5 часам утра к ним подошли более опытные друзья и предложили убрать мусорные баки и освободить территорию, между ними произошла стычка, которая могла перерасти в серьезное столкновение, подошли и несколько полицейских, но присутствующие сумели быстро уладить этот небольшой инцидент. «Фактически, здесь шла борьба за мусорное ведро», – заключил один из участников. Об электроэнергии давно никто ничего не говорил.
«Ладно, чего вы хотите? Хотите, чтобы на вас обязательно напала полиция, и только после этого разбежаться?», – этот вопрос стал звучать в разных местах и на разные лады примерно к 6 часам утра, видя, что полицейские упорно не желают нападать. И на этот вопрос всегда был однозначный ответ: «Да, пока не разгонят силой, мы сами не разойдемся. Пусть весь мир увидит, что тут происходит, пусть будет сорвана маска с этих властей».
«Честно говоря, я сомневаюсь, что приду сюда завтра, это похоже на издевательство, никто ни за что не отвечает», – признался один из депутатов при молчаливом согласии остальных. Среди ушедших демонстрантов были и такие, которые выразив свое недовольство неорганизованностью и «безвластием», заявляли, что нельзя передавать арену нескольким десяткам подростков и настроенным крайне агрессивно молодым людям. «Они (организаторы) оказались слабыми, не смогли руководить столькими людьми, и ушли», – разъясняли те, кто имел больше опыта в гражданском движении.
Да, и еще один светлый момент, стоящие на баррикаде молодые люди время от времени пели гимн Армении.