«Мы посоветуемся с народом. Как решит народ, так и сделаем». Подобное выражение употребляют не имеющие опыта и даже очень опытные общественные и политические деятели, когда не могут решить, что делать дальше. На самом деле, подобное совещание не стоит ни копейки, так как в эту минуту у тебя «под рукой» может быть как избранный круг докторов наук и академиков, так и скопление бомжей и пьяниц. Зависит от того, когда и по какой причине собрался этот «народ».
На политическом митинге нет нужды советоваться, можете не сомневаться: чем чаще ваша речь будет перемежаться бранью и оскорблениями, чем радикальнее будут ваши требования, тем восторженнее люди воспримут ваши планы. Обычно, все логически приводит к призывам штурмовать Баграмяна-26, и эти призывы вызывают волну ликования. Относительный, частичный успех движений «Парк Маштоца», «Я против» и «Не буду платить 150 драмов», по-моему, обуславливалось тем, что активисты не советовались с «народом» и продвигали свой порядок.
В частности, членами движения «Я против» были в основном молодые люди, работающие в сфере высоких технологий, которые получают высокую «белую зарплату» и для которых потеря 5 процентов «обязательной накопительной пенсионной системы» была бы ощутима. Если бы они собрали вокруг себя дедушек и бабушек, живущих в тяжелейших социальных условиях, проклинающих власти и начали бы с ними «советоваться», то не достигли бы успеха (повторяю, частичного). Вместо этого активисты движения «Я против» без обсуждений выбрали точный юридический путь – Конституционный суд и использовав также возможности депутатов, в целом достигли приемлемого для них решения. Это не значит, конечно, что требования и настроения пенсионеров нужно игнорировать, просто они склонны к политическим лозунгам: смена власти, отставка и так далее, а для этого существуют политические силы, которые по этой части «специализировались». Когда я слышу дешевую популистскую демагогию, приправленную словами «с народом», «для народа», «рядом с народом», у меня всегда возникает вопрос: на основе чего они обобщают слово «народ», на каких типичных чертах делают эти обобщения?
Мнение граждан (а не «народа») спрашивают только в одном случае – на выборах. В этой сфере, конечно, нам особо нечем гордиться: результаты этих «совещаний» искажаются.