Вновь хочу напомнить одну старую историю: приблизительно 18 лет назад, летом 1997 года, корреспондент «Аравот» с каким-то вопросом обратился к члену правления НДС Давиду Варданяну. Он с недоумением спросил: «Зачем вы спрашиваете об источнике? Спросите о драконе, сидящем рядом с ним». То есть, у оппозиционного деятеля на уме было только одно: сказать что-то плохое о Левоне Тер-Петросяне, остальные вопросы его не интересовали. Спустя полгода Левон Тер-Петросян уже не был президентом, Давид Варданян занимал разные должности, но с точки зрения коррупции и грабежа, хотя члены АОД не были святыми, по моему впечатлению, они просто были детсадовскими детьми по сравнению с теми, кто пришел после них.
Это плохо само по себе, но хуже то, что после 98-ого, когда кто-то говорит о «драконе» и «источнике», то сразу возникает сомнение: а не хочет ли он сам занять место «действующего» дракона и «утолить собственную жажду». Поведение политических сил в последующие 17 лет, мягко говоря, не развеяло эти сомнения. Слова «партия», «власть», «оппозиция» у многих вызывают внутреннее противостояние. Обусловливание всех проблем одним человеком, хотя и вполне вписывается в «лучшие традиции» нашей политической культуры, но также, кажется, доказало свою неэффективность. Сегодня выражаться так, как в 90-ые выражались члены НДС, изменив только имена… не знаю, наверное, в стиле «ретро». И вот пришли 20-25-летние, которые, как минимум, слышали обо всем этом и говорят: «мы не хотим повторяться». Может это радикальный подход, может и неправильный, но понятный. Теперь часть из них говорит — «найдем нескомпрометированных партийных деятелей» (что очень трудно), другая говорит — «откажемся от политических инструментов борьбы вообще» (что невозможно). Не собираюсь что-либо предлагать в этих условиях, и без того советчиков много.
Вместо этого напомню историю дракона так, как она описана в пьесе Евгения Шварца и в сценарии Григория Горина для фильма, снятого на ее основе. Те, кто видел пьесу или фильм, теоретически согласны, что дракон — в любом из нас и пока это так, каждый «рыцарь», который убьет дракона, в следующий же миг станет драконом. Но на практике мы не хотим отказываться от «дракона», сидящего внутри нас и говорим: «пусть другие откажутся, а потом я подумаю».
Что касается предложений политических деятелей и политологов, то в том же фильме Марка Захарова есть отличная реплика: «Наши полководцы подробно разработали план прошедшего сражения».
Читайте также