«Азербайджан часто критиковал посреднический формат МГ ОБСЕ, и для такого подхода есть несколько причин. Но за критикой часто неправильно понимаются причины», – сказал в интервью Aravot.am научный сотрудник программы по России и Евразии Британского аналитического центра «Chatham House» Заур Шириев. По его словам, если рассматривать «минимум» и «максимум» в работе Минской группы, то минимальным является сведение сторон конфликта в одном месте и содействие процессу урегулирования конфликта, а «максимальным» в работе Минской группы следует считать предложение о подписании «мирного соглашения», или сначала «рамочного соглашения», и содействие процессу достижения согласия: «Свидетелями этих этапов – «максимумов» – мы стали на пике деятельности Минской группы в 1990-ые годы, когда были созданы три возможных варианта урегулирования и затем так называемые мадридские принципы, которые стремились стать основными принципами для будущего мирного соглашения».
Он отметил, что с точки зрения Азербайджана, Минская группа далека от осознания своего «максимума»: «Она провалила консолидацию сторон конфликта и облегчение консенсуса вокруг «рамочного соглашения». В последнее время вокруг Мадридских принципов прогресса не зарегистрировано. Частичное соглашение было достигнуто в 2007 году и обновлено в 2009-м. Стороны единогласно признали мадридские принципы, однако, такие основные требования, как уход с оккупированных территорий, возвращение беженцев и внутренних перемещенных лиц не реализованы и в этом направлении каких-либо усилий приложено не было. Следовательно, Азербайджан желает или освободиться от бесполезной Минской группы, или повторить формат, добавив другие страны, освежив процесс новыми лицами.
Целью этого является не изменение состава Минской группы в пользу Азербайджана, и не «геополитический» и «властный» баланс. Важно не то, чтобы возросло количество сопредседателей, важна реформа формата. Азербайджан хочет, чтобы страны-сопредседатели МГ ОБСЕ включили конфликт в международную повестку и регулярно проводили запланированные переговоры на президентском уровне. Необходимы более актуальные и долгосрочные обязательства».
Он добавил, что считает необходимым вести работу, чтобы открыть путь для официальных переговоров: «Необходимы рамки официальных переговоров с предложенной посредниками повесткой, чтобы стороны хорошо подготовились. Стороны, как часть этого процесса, должны постараться достичь рамочного соглашения. Оно должно включать Мадридские принципы с ясными условиями, снизив рамки манипуляций и неясности. В настоящее время есть более серьезные препятствия для мирного виденья Мадридских принципов. Четкий переговорный формат, который включает график достижения рамочного соглашения, улучшит официальное и публичное восприятие, чего можно ожидать от процесса урегулирования конфликта. Думаю, что для создания мирной среды Армения должна отказаться от двух или трех оккупированных территорий, особенно Агдама, Физули, которые не представляют угрозу для так называемой зоны безопасности, и в результате этого будет создана более мирная атмосфера и переговорному процессу будет дано более легкое решение».
Читайте также