Находившийся в Москве с двухдневным визитом американский сопредседатель МГ ОБСЕ Джеймс Уорлик на днях дал российским «Ведомостям» пространное интервью, и высказанные в нем мысли вызвали беспокойство в РА и НКР. Уорлик сказал, что сопредседатели МГ планируют в июле совершить повторный визит в Нагорный Карабах. Предметом беспокойства политических кругов Армении и Карабаха стало конкретно мнение Вашингтона относительно статуса освобожденных территорий, озвученное американским сопредседателем. Он, в частности, сказал: «Оккупированные территории должны быть возвращены Азербайджану в рамках комплексного урегулирования. Здесь важно не концентрироваться на одном принципе или элементе урегулирования. Территории должны быть возвращены, однако есть и другие факторы. Поэтому мы говорим о всеобъемлющем урегулировании». О механизмах урегулирования у американского сопредседателя следующая позиция: «…Если или когда территории будут возвращены, то необходимо будет ввести международные миротворческие силы, чтобы обеспечить безопасность Нагорного Карабаха».
Хотя в правящих политических кругах Карабаха эти заявления вызвали большое недовольство, в правящих кругах Армении на вопрос смотрят спокойней. Пресс-секретарь РПА, заместитель председателя НС РА Эдуард Шармазанов поспешил успокоить и выразить свою позицию по поводу заявлений американского сопредседателя: «Не надо отрывать комментарий Джеймса Уорлика от контекста. Более того, мое впечатление от заявления совершенно иное. Уорлик дословно говорит, что стороны должны также достичь консенсуса. А сегодня мы видим, что Азербайджан отвергает два из трех принципов и говорит только о территориальной целостности».
Согласно Шармазанову, недопустимо выделение одного элемента и проведение переговоров вокруг него, так как процесс должен быть пакетным. Затем пресс-секретарь РПА напомнил, что власти РА не раз заявляли, что решение проблемы видят исключительно на основе переговоров, в рамках этих трех принципов.
«Аравот» поинтересовался у пресс-секретаря президента НКР Давида Бабаяна, не странно ли, что видный представитель правящей элиты РА не критикует заявление Уорлика? Он ответил: «Наверное, господин Шармазанов имеет в виду то, что любой вопрос можно обсудить и прийти к общему знаменателю. Если переговорный процесс восстановится в своем полноценном формате, Арцах готов обсуждать любой вопрос, в том числе и границ, но помня об одном, что нет вышестоящей инстанции, в том числе и в вопросе статуса границ. Республика Арцах никогда не сможет стать частью Азербайджана, не может иметь границ, в рамках которых она не жизнеспособна как независимое государство. Границы Арцахской Республики по положению на 1991 год были такими, а значит желание Азербайджан кроется именно в том, чтобы организовать резню и разрешить вопрос военным путем. Это не вопрос амбиций, а исключительно задача общественной безопасности. Как вы представляете? Чтобы азербайджанец находился в Бердзоре, и держал под своим контролем Карвачар, где находятся истоки наших водных запасов, реки Арапа и Воротан, отравил бы Севан? Мы всего лишь хотим нормальной жизни, безопасности для наших потомков. Азербайджан тоже должен понимать это. У нас уже были эти самые границы, когда Азербайджан отравлял наши воды, вырезал нас. Вместо того, чтобы нам думать об устранении причин конфликта, Азербайджан пытается начать с последствий».
По поводу реакции политических кругов РА господин Бабаян сказал: «Вообще-то вопрос границ стоит между Карабахом и Азербайджаном. Армения вынужденно ведет этот переговорный процесс, так как альтернатива хуже, чем ведение переговоров даже в этом искаженном формате. И потому так и должно было быть, так как проблема касается Арцаха и Азербайджана. Конечно, от границ и будущего Арцаха зависит и судьба всего армянства».
Читайте также
На наше замечание, не навредит ли переговорному процессу июльский визит Уорлика с таким настроем, господин Бабаян сказал: «Мы взрослые люди, и государство и политическое общество развито до такой степени, чтобы воспринять это нормально. Даже сомнительно, что он сделал такое заявление. Может это распространил Азербайджан по своим каналам. Здесь важна идея, а не через кого она распространена».