Если завтра в каком-либо пресс-клубе вы встретите «обсуждающих» проект Конституции, которые скажут, что в этом проекте есть положение, согласно которому в Армению должны прибыть инопланетяне и наголо остричь всех граждан РА, не удивляйтесь. Потому что человеческое воображение не имеет границ. «Обсуждающие» уже «обнаружили» в этом проекте, что все мужчины должны сделать операцию по смене пола, что командировки президента организует министр по делам диаспоры, и что полицейские должны стрелять в демонстрантов. Любое обычное предложение (предположим, «Женщины и мужчины равноправны»), которое уже имеется в действующей Конституции РА и множества других стран, удостаивается примерно следующей реакции: «Вай, что они тут понаписали, вай, какой позор!». Порой начинаю подозревать, что это «троллинг» со стороны властей, попытка отвлечь от действительно опасных положений проекта.
А опасность в том, что в Армении нет партий, и основанная на них парламентская система не будет обладать определенным запасом прочности. Следовательно, проблема не в том, что этим проектом обеспечивается монополия РПА на власть. Проблема в том, что «РПА» название условное, вместо нее это может быть Компартия, АОД или ППА. Сколько минут потребуется коррумпированному чиновнику, или «бизнесмену-депутату» для смены вывески «РПА» на другую, сколько нужно часов, чтобы они приспособились к новым «папам»? Когда первым лицом является президент, он имеет возможность действовать независимо от этой серой массы, а когда первым лицом станет выбранный из их среды премьер-министр, он будет находиться в слишком большой зависимости от безграмотного, беспринципного, руководствующегося исключительно бизнес-интересами «болота», будет ли оно называться «РПА» или как-то по-другому. Конечно, возможно, что эта зависимость будет взаимной, если «папой» окажется премьер-министр.
Насколько понимаю, проект конституционных поправок призван предотвратить возможный конфликт президента и парламентского большинства, который, как помните, один раз «разрешился» террористическим актом 27 октября. Но по предлагаемой системе может возникнуть столь же глубокий конфликт бизнес-интересов среди большинства, и способы решения этого конфликта не видны.
Все это происходит из-за того, что в Армении нет политической, партийной системы, есть коррумпированная номенклатура, и совершенно неважно, как она называется, она может даже иметь несколько названий. И имеется бывшая номенклатура, которая носит разные «оппозиционные» названия. Обе вместе создали и развили действующую олигархическую систему, как бы она ни называлась – президентской или парламентской.
Читайте также
… У меня есть еще одно подозрение. Оппозиция тратит огромные силы и энергию на то, чтобы провалить конституционные реформы. После провала власть скажет: «Ах, вы хотели президентскую систему? Получайте!». И с легкостью победит на президентских выборах.