Один из моих друзей в своих фейсбуковских записях выразил возмущение по поводу того, что люди в виртуальном пространстве пишут в адрес друг друга гадости, удивляясь, неужели они думают, что тем самым могут заставить оппонента «сдаться» и публично признать свою неправоту? Действительно, параллельно с развитием интернета люди стали более «бесстрашными», и больше не колеблются для самоутверждения, бичуя друг друга в самой жестокой форме. Есть также новая специальность – фейсбуковский и сайтовский комментатор, за что люди получают зарплату.
Обычно «стучат друг на друга» представители разных звеньев власти, задействовав интернетовские фейки и даже реальных людей, основным (а порой и единственным) занятием которых является ведение «черного пиара» в рамках этих заказов. Но есть и уверенные, «неподдельные» создатели статусов, которые посредством интернетовского «яда и желчи» выражают личные или партийные взгляды.
Раньше, в первой половине 90-х, все было намного проще: «Еркир», «Азатамарт» (пока в конце 94-го нынешние великие демократы не закрыли эти средства информации), «Иравунк», «Голос Армении», «Айжм» «бичевали» власти, может быть, более жестко, чем сейчас это делается в фейсбуке. Но эти газеты имели редакторов, журналистов – реальных, не виртуальных людей, которые отвечали за свои слова, а информационной единицей была статья, новость, а не «статус», комментарий, like, share, или смайлик. Читатели знакомились со статьями, а также вырезали и хранили их в папках, снова пересматривали. Сейчас фейсбуковская грызня дольше 2-3 часов не длится, но очень быстро новая грызня начинается в другом месте.
Важная разница заключается и в том, что уровень знания языка, грамотности в письме выше, чем в интернете. Если речь пошла о параллелях, то не могу не отметить, что тогда говорилось: Конституция (1995 год) – средство для увековечения диктатуры Левона Тер-Петросяна. Но в отличие от сегодняшнего дня, 6 оппозиционных партий разработали альтернативный вариант основного закона, чтобы показать, какой должна быть демократическая Конституция. Альтернативой диктаторской («левоновской») Конституции… да-да, было именно парламентское правление, которое как сегодня выясняется, также является диктаторским, и главным диктатором станет спикер парламента.
Сейчас эти споры переместились в интернет и стали более личностными, и, позвольте сказать, мелкими. Единственным «антидотом» этого является не отзываться желчью на желчь, бранью на брань, оскорблением на оскорбление, а наоборот – попытаться понять всех и смотреть на явления глазами тех людей, которые с тобой не согласны. В этом случае желание «разгромить» противника, возможно, станет меньше.