Спектакль Армена Элбакяна «Мы и они: расследование» о последствиях Геноцида и о будущем
На днях в театре Эдгара Элбакяна состоялась премьера спектакля под названием «Мы и они: расследование». Вновь затрагивался Армянский вопрос, суд над Согомоном Тейлеряном… Режиссер постановки Армен Элбакян дал новое решение неоднократно затрагиваемой теме. Представление было интерактивным, началось непосредственно в зала, в некоторых эпизодах участвовали и зрители, не было неуместных выкриков, излишней патетики, плаксивости. Автор пьесы – Тигран Келемян, а Гагик Евангулян создал прекрасные декорации. Согласно сюжетной линии спектакля, одна армянская театральная труппа отправляется в Турцию для изучения турецких архивов, касающихся Геноцида армян. Первая встреча с турецким архивариусом, чья бабушка, оказывается, была сменившей веру армянкой, однако мужчина не может смотреть правде в глаза, и отрицает, что турки могли осуществить геноцид. В спектакле разыгрывается постановка представления: театральная труппа ставит судебный процесс над Согомоном Тейлеряном, затем перед глазами зрителя переплетаются прошлое и настоящее, делается своеобразного попытка расследования. Присяжные заседатели были выбраны из зрителей.
Сыгравший роль турецкого архивариуса Амаяк Адиян в беседе с «Аравот» признался, что сначала беспокоился, насколько ему удастся создать отрицательный образ, а позднее убедился, что для актера нормально испробовать все, в том числе и отрицательные роли. «Режиссер мне очень помог сыграть эту роль. Для меня это было большим опытом и интересно, потому что наиболее отрицательная и тяжелая часть представления выпала на мою долю: посредством армян раскрывается, что бабушка героя армянка, у него армянские корни, но не хочет отступить от своих убеждений и всяческий защищает турок».
По мнению актера Степана Шагиняна, тема Геноцида никогда не может стать анахронизмом, потому что, как он сформулировал: «Это представление, материал о том, что произошло с каждым из нас. Я вспоминаю рассказы моего деда Карапета, он рассказывал, как турки выселяли их, гнали и убивали людей, и как мой дет, получивший 42 раны, бросился в Евфрат, чтобы утонуть и спастись из этого ада. И его спас один араб…».
Читайте также
Популярная актриса Анна Элбакян отметила, что им очень хотелось, чтобы в спектакле участвовал и зал. Именно из этого стремления и создавался ее образ, представляющий собой собирательный образ мудрой армянки. «Эта женщина кусочек меня… Спектакль поставлен так, чтобы он влиял не только на эмоции, но и на мысли. Между прочим, я верю, что есть некое ядро, хранящее в себе человечность, которое в один прекрасный день обязательно приведет к раскаянию», – говорит Анна Элбакян.
А именитый режиссер Армен Элбакян говорит, что они попытались не повториться, спектакль – ретроспективный взгляд на события, произошедшие 100 лет назад, потому он и называется «Мы и они: расследование». «Мы навеки вечные обречены жить вместе. И Наполеон не зря говорил, что люди встречаются и встретятся снова. Так что, нас ждет встреча не с новыми соседями, и мы имеем то, что имеем. Сегодня мы должны расследовать не то, что было, а то, что должны сделать, чего можно ждать от наших соседей? Понятно, что мы ждем от них покаяния, но мы должны понимать, что этого может и не произойти, значит, надо понять, как жить после этого, что нам следует делать, чтобы суметь продолжить жить бок о бок».
Режиссер рассказывает, что провел разные исследования, изучил множество материалов, в том числе связанных и с судебным процессом над Тейлеряном, и ознакомился и с мнениями великих людей. Он считает, что интересное решение предложил Сароян, своим рассказом об Андранике. По словам Элбакяна, хотим мы того, или не хотим, но рядом с нами такой сосед, и надо задуматься над тем, как все случилось, как обстоят дела сейчас, и что ждет в будущем.
Один из персонажей, – эту роль играет Анна Элбакян, – обращаясь к присяжным заседателям, говорит, что мы должны попытаться понять, для чего человек живет на этом свете, в чем смысл жизни, почему человек не имеет права убивать человека?.. Есть и оправдания высказыванию в записях Лепсиуса: он говорит, что когда в чьем-то доме зарезают мать, насилуют девственницу, уничтожают ген, то человек имеет право на убийство человека. Может юристы сейчас скажут, что это не так, но вроде в Кодексе тоже есть такое, что когда заходят в дом к человеку и хотят применить насилие, он имеет право на самооборону, речь об этом», – комментирует режиссер.
В поставленном им спектакле подчеркнута идея родины. «Мы должны понимать, где живем, и где наша родина, вот почему в спектакле звучат стихотворения разных поэтов – Сагияна, Чаренца и Шираза. Они звучат как эффект против отчуждения, как песнь, с целью поднять дух, как молитва… Я надеюсь, что в сентябре, когда спектакль будет включен в репертуар, и его увидит зритель, мы через некоторое время получим итоги исследования, какое влияние оказывает он на умы. Решение поставлено именно такое – повлиять не на сердца, а на умы, потому что к этой теме обращаются настолько часто, что она может превратиться в вечное стенание, тогда как нам нужно, чтобы она превратилась в вечную мысль, рациональное отношение и рациональный подход. Я благодарен Министерству культуры за спонсорскую поддержку, иначе своими силами у нас бы это не получилось. Надеемся, что сыграем и за рубежом», – сказал г-н Элбакян.