США берут на себя роль гаранта безопасности в карабахской зоне
Первый заместитель министра обороны Давид Тоноян в Вашингтоне встретился с представителями Госдепа США и Пентагона. Этот визит и обсужденные в его ходе вопросы, по сути, можно считать поворотными для процесса карабахского урегулирования, если учесть, какие предложения сделал официальный Вашингтон властям Армении.
Давид Тоноян сообщил «Голосу Америки», что Соединенные Штаты заинтересованы в обеспечении мира в зоне карабахского конфликта и готовы оказать поддержку в вопросе внедрения соответствующих предупредительных механизмов. Но указанное желание не обычное рядовое заявление, которое мы слышим на протяжении лет со стороны представителей разных стран. Оказывается, во время встреч в оборонных и внешнеполитических ведомствах США вопрос усиления средств обеспечения режима прекращения огня в зоне карабахского конфликта обсуждался более предметно.
Читайте также
«Во время переговоров и в Пентагоне, и Госдепе есть совместное мнение, что необходимо усилить все средства, которые могут быть превентивными с точки зрения развития ситуации в военном направлении», – сообщил господин Тоноян. В числе возможных превентивных мер Давид Тоноян отметил предоставление международным наблюдателям мандата на проведение расследования инцидентов на границе, что позволит предотвратить нарушение режима прекращения огня, наказать виновных и, может быть, сформировать атмосферу доверия между сторонами. Другим механизмом является размещение отслеживающих и детекторных систем под эгидой международных наблюдателей на линии соприкосновения войск, что даст возможность фиксировать виновника в каждом случае нарушения режима прекращения огня. «Это очень серьезное профилактическое средство, очень серьезное, что заставит подумать перед тем, как что-то делать», – уточнил первый заместитель министра обороны.
Предложения американской стороны действительно беспрецедентны. По сути, Вашингтон «одним выстрелом убил двух зайцев». Прежде всего, реализация американских предложений будет нацелена на демонстрируемое Алиевским режимом на линии соприкосновения в течение долгого времени разнузданное поведение, направленное на сохранение напряженности и осуществление диверсий. Кроме того, в вопросе обеспечения стабильности на линии соприкосновения США фактически предложили свою помощь, по сути, взяв на себя ответственность в роли контролера и регистратора в карабахской зоне.
Кстати, коснувшись армяно-американского сотрудничества в военной сфере, и тесных армяно-российских отношений, заместитель министра обороны Давид Тоноян подчеркнул, что в этом вопросе нет никаких противоречий, и сотрудничество с США является одной из составляющих безопасности Армении: «Сотрудничество с Америкой взаимодополняет армяно-российское сотрудничество – в пользу укрепления безопасности Республики Армения».
По-видимому, для такого предложения официальному Еревану Вашингтон имеет согласие других членов МГ ОБСЕ – Москвы и Парижа, и здесь наиболее интересно согласие России. Если Москва дала добро идее США по контролю над линией карабахского соприкосновения, значит она тоже констатировала, что Азербайджан является ответственным в вопросе создания напряженности на линии соприкосновения, так как Вашингтон адресовал это предложение именно Армении. И это, пожалуй, является причиной, что власти России последние дни активно общаются и с армянской, и с азербайджанской стороной.
23 июля Серж Саргсян и Эдвард Налбандян приняли прибывшего в Армению с рабочим визитом генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжу. Спустя два дня в Армению прибыл заместитель начальника ГШ ВС России, начальник Главного разведывательного управления Генштаба, генерал-полковник Игорь Сергун. Его принял министр обороны РА Сейран Оганян. Согласно распространенному пресс-службой МО РА пресс-релизу, «в ходе встречи были обсуждены вопросы регионального и международного значения, военно-политические проблемы, ситуация на армяно-азербайджанской границе, а также дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества в рамках обеспечения безопасности Армении и России в сложившейся геополитической ситуации»
А 1 августа состоялась встреча министра обороны России Сергея Шойгу и главы Минобороны Азербайджана Закира Гасанова, во время которой обсуждались вопросы, касающиеся региональной безопасности, а также нынешнее состояние взаимоотношений между странами и перспективы развития военного сотрудничества.
Можно констатировать, что американские усилия в вопросе исключения возобновления военных действий на линии карабахского соприкосновения, хотя бы на этом этапе, дают результат. Вашингтон явно поставил задачу сохранить стабильность в карабахской зоне, таким образом, предотвратив возможное российско-азербайджанское соглашение в вопросе трансформации длительной напряженности в военные действия.
В своем недавнем интервью газете «Аравот» руководитель СНБ РА в 1994-95 гг., ведущий аналитик Центра региональных исследований Давид Шахназарян, кстати, рассказал и о новых шагах США, отметив, что на данном этапе США пытаются предотвратить попытки России дестабилизировать Южный Кавказ, и России не остается ничего другого, как официально согласиться с этими условиями Вашингтона. «Переговорный процесс по урегулированию НК конфликта усилиями США в МГ ОБСЕ вышли на новый, более активный этап. В вопросе обеспечения стабильности на Южном Кавказе США удалось получить у России официальное согласие на совместные действия, предложив сотрудничество вокруг усилий, направленных на установления мира на карабахской платформе», – отметил Шахназарян.
Американский визит Давида Тонояна, фактически, заключается в том, что США отдельно берут на себя роль гаранта безопасности в карабахской зоне, которая считалась российской. В последние годы Москва организовывала трехсторонние переговоры, чтобы показать, что только Россия может повлиять на Саргсяна и Алиева, и в любой момент посадить их за стол переговоров. Влияние России на две бывшие советские республики отмечали также западные дипломаты и эксперты, и вроде не ставился под сомнение тезис, что карабахский конфликт находится в «поле» российского влияния, хотя его урегулированием и занимается МГ ОБСЕ.
Однако проводимые под эгидой Медведева и Путина трехсторонние переговоры не только не дали результатов, но и ситуация на линии соприкосновения осложнилась еще больше. Продающим российское оружие и гарантом обеспечения мира не может одновременно одно и то же государство. И Москва, и переговаривающиеся стороны на самом деле осознали это, и в этом причина того, что «усилия Москвы, направленные на установление мира» носили всего лишь ритуальный характер, в искренность чего никто не поверил, это были переговоры – ради переговоров, встречи – ради встреч. Тогда как программы Вашингтона в Карабахской зоне четкие: на данном этапе любой ценой предотвратить намерения Баку активизировать военные действия.