Если совершенная 12 января бойня была целенаправленной, то по чьему распоряжению и по каким причинам это произошло?
12 августа, на территории 102-й военной базы в Гюмри состоялся судебный процесс над российским солдатом Валерием Пермяковым. Российской гарнизонный суд признал его виновным в дезертирстве с оружием, хищении оружия и боеприпасов и незаконном ношение оружия, и приговорил в общей сложности к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии строгого режима.
Напомним, что российская сторона недавно передала дело об убийстве семьи Аветисян армянской стороне, а российский гарнизонный суд судил Пермякова только за дезертирство, хищение оружия и незаконное его ношение. В суде были зачитаны показания Пермякова, из которых стало ясно, что 12 января, в промежутке между 2:30 и 3 часами ночи, Пермяков взял оружие, самовольно покинул воинскую часть и отправился в Гюмри, вооруженный закрепленным за ним автоматом АК-74, и двумя магазинами, в которых было около 60 патронов. Он пояснил, что оружие с собой взял с намерением запугать кого-нибудь и достать деньги и другие необходимые вещи, которые помогли бы ему добраться через Турцию в Россию. Другими словами, оружие, согласно показаниям, нужно бы ему для того, чтобы в случае необходимости суметь защититься. Затем примерно в 4 часа ночи он зашел в случайный дом, где спали люди. Они проснулись, он испугался и начал стрелять, а затем бросил автомат и убежал.
Пермяков признал свою вину, но отказался давать в суде показания. Выясняется, что Пермяков хотел избежать военной службы, кроме того, согласно предварительным показаниям, стало известно, что с прежнего места службы в России он сбегал восемь раз. После вынесения российской стороной приговора Пермяков будет отбывать наказание на территории российской военной базы в Гюмри до конца судебного разбирательства с армянской стороны. По мнению юристов, если есть соглашение о передаче материалов дела и судопроизводства армянской стороне, то есть также и соглашение о том, что он будет присутствовать на судебном процессе армянской стороны, потому что армянское законодательство не предусматривает суда без участия обвиняемого.
Читайте также
А теперь перечень вопросов. Дело Пермякова составляет 72 тома, но судебный процесс длился восемь часов. Почему? Любое другое судебное разбирательство при таком объемном деле длилось бы, как минимум, несколько месяцев. Какие уточнения могли быть сделаны и какие новые обстоятельства могли выявиться, если бы судебный процесс велся более тщательно? Почему была достигнута явная договоренность о быстром завершении судебного процесса, в тот же день? Какие проблемы могут возникнуть, если бы он длился дольше? И вообще, судя по снимкам из зала суда 12 августа, спокойствие Пермякова в процессе решения его собственной судьбы было крайне странным. Складывалось впечатление, что его это вообще не касается, он даже успевал по ходу засыпать. А удовлетворение и улыбка на лице Пермякова, после того как он выслушал приговор, выглядело действительно необычным. Далее, в предварительных показаниях причиной проникновения в дом Аветисянов была жажда, желание выпить воду. Теперь выясняется, что Пермякову надоела служба, и он решил сбежать на родину, соскучился по Родине, взял оружие, чтобы запугивать всех, кто будет ему препятствовать, но оказался в доме Аветисянов и расстрелял всю семью.
Причем, приведенная Пермяковым причина, что ему «надоело служить», не выглядит правдоподобно, так как отзывы офицеров базы о несении службы Пермяковым были положительными, у него не было никаких проблем в воинской части, а человек, которому надоело служить, хотя бы пару раз проявил бы недисциплинированность, вызывал бы к себе недоверие. Теперь, или офицеры не говорят правду, или лжет Пермяков, что он устал от службы. Кроме того, если он прежде восемь раз дезертировал, то почему военнослужащий с таким поведением оказался на российской военной базе в Гюмри?
Теперь о том, что касается констатации, что Пермяков намеревался пересечь границу Турции. Здесь армянской стороне есть чем заняться, в плане привлечения к ответственности по соответствующей уголовной статье в связи с попыткой незаконного пересечения границы.
Экспертиза показала, что Пермяков не находился в состоянии аффекта, состояние сознания у него было нормальным, и он, в целом, здоров. То есть, при совершении преступления он мыслил совершенно здраво, и все совершил сознательно. Следовательно, что было мотивом зверского убийства, причем, не щадя двух маленьких детей? И, наконец, если он не находился в состоянии аффекта, мог ли он один расстрелять семь человек?
Армянская сторона до настоящего времени не имела права ознакомиться с материалами предварительного следствия, и 12 августа они были обнародованы частично и выборочно. Разделы, которые представляли интерес для армянской стороны, не зачитывались. Перевод переданного армянской стороне дела пока еще не завершен, с ним можно будет ознакомиться и детально изучить только после завершения всего перевода.
Вопросов действительно очень много, и армянская сторона просто обязана найти на них ответы. Ничто не утешит горе родных и близких Аветисянов, но пролить свет на все обстоятельства преступления в Гюмри – этого ждут не только они, но вся общественность.
Первое впечатление, полученное от несколько часового судебного процесса по делу Пермякова таково, что причастность Пермякова к жестоким убийствам сомнительна. Он или хладнокровный убийца, или талантливый актер, который продемонстрировал в зале суда циничное пренебрежение. И если убийство семьи Аветисян было целенаправленным, то по чьему распоряжению и по каким причинам 12 января произошла эта бойня?