Наверное, мы уже забыли, что о конституционных реформах власти начали говорить в начале 2013 года, когда «Процветающая Армения» и прокочаряновские силы активизировали общественные движения, что вынудило Сержа Саргсяна сменить премьер-министра. Назначив премьер-министром свата «Процветающей Армении», Серж Саргсян в то же время заговорил и об изменении Конституции. С одной стороны это может восприниматься как пакетная договоренность с Кочаряном на тему «должность премьер-министра отдаю вашим, но пусть они не зарятся на мою власть».
С другой стороны, уступив должность главы правительства кочаряновцам, Серж Саргсян демонстрирует членам своей команды действенные механизмы удержания власти.
Многие справедливо отмечают, что для удержания власти действующий президент не нуждается в реформе Конституции: в нынешних условиях никто не помешает властям использовать богатую практику предвыборных взяток, подлогов в избирательных списках, искажения хода и результатов выборов. Никто не помешает, но в этом вопросе в конкуренцию вступят Кочарян и его команда. Сколько раз они уже демонстрировали свои политические навыки. «Процветающая Армения» Кочаряна создала в истории Армении самое крупное оппозиционное объединение, собрав в нем заклятых националистов, и заклятых аникочаряновцев. Команда Кочаряна обладает серьезным информационным арсеналом, а учитывая то, что провластные средства информации провозгласили аполитичность и примитивизм, в этой среде кочаряновские средства информации обрели мощнейшее влияние. Отметим, что эти средства информации существуют, действуют, просто сейчас находятся в состоянии «stand by», а в случае необходимости могут очень быстро восстановить status qua ante bellum (положение, существовавшее до начала войны, – пер.) и броситься в бой с тем же вдохновением и желчью.
И, конечно, у кочаряновцев был важнейший внешний политический спонсор в лице Кремля. Этот покровитель еще существует, никуда пока не исчез и в случае определенных политических обстоятельств готов вновь пустить в ход резервный вариант «б»: вспомним потуги российской прессы представить борьбу против повышения тарифа на электричество в качестве армянского майдана.
Читайте также
Кроме всего этого, конечно, несмотря на множество чисток, проведенных Сержем Саргсяном, у Кочаряна пока еще есть много агентов именно в команде Сержа Саргсяна, которые неплохо чувствуют себя и сейчас, но раньше им было лучше. Плюс к этому колеблющиеся, которые при первой же слабине действующего президента готовы перекинуться в другой лагерь, так как на уровне рядового олигарха различие между Кочаряном и Саргсяном и незаметно, и непонятно. Хотя, его позиционирование как самого надежного хозяина и работодателя мог бы представить пиар всей одиссеи Лиски, из чего становится очевидным, что Серж Саргсян готов поддерживать до последней отметины даже самого преступного и самого неадекватного члена команды.
Против всех этих ловушек и контрмер Серж Саргсян хочет использовать то, к чему он приложил много сил и стараний и чего не имеет Кочарян – партию. Серж Саргсян придает большое значение Республиканской партии, и сам, как продукт советской системы, очень верит в силу партии.
Новая Конституция полностью посвящена установлению в стране партийного государства. Независимо от того, на какой должности он предполагает руководить страной – президента, премьер-министра, или генерального секретаря РПА, это правление, по Конституции, должно осуществляться посредством Республиканской партии. Трудно сказать, насколько все это обеспечит стабильность власти Сержа Саргсяна, но одно очевидно: Кочарян таким методом управлять не сможет.
Сколько бы власти ни заявляли, что они не хотят вносить эти конституционные поправки любой ценой, что для РПА конституционные изменения не являются сверхцелью, это обычные ухищрения, с помощью которых они пытаются прикрыть свою истинную цель… Даже приводится такой довод, что, мол, в этом проекте столько абсурдного, начиная с собрания выборщиков, до антихристианского-конституционного права лишения жизни граждан (интересно, почему не было опубликовано экспертное мнение Святого Эчмиадзина?), вы ведь не на самом же деле ждете, что мы проведем это. Не верьте им, проведут, чем нелепей, тем больше это подходит для партийного государства.
Эта Конституция, как думает Серж Саргсян, самая серьезная гарантия для защиты его власти от посягательств Кочаряна. Думаем, что до референдума он проведет одну профилактическую устрашающую операцию «Смерть Процветающей-2», чтобы гарантировать неизбежные нарушения во время референдума, и… все, после этого необходимости в нарушениях больше не будет.
Теперь о самом опасном: все это словно о войне двух кланов, где у нас вроде бы нет роли. Ситуация похожа на классический цугцванг: начнешь говорить против конституционных реформ, значит выступаешь со стороны Кочаряна, будешь говорить в поддержку, значит выступаешь в пользу Саргсяна. Конечно, это ловушка, поставленная нашей политической действительностью, которой он нейтрализует третью силу, точно так, как в представленной им Конституции.
Но есть два важных вопроса: нуждаемся ли мы в изменении Конституции? Конечно, да. Армения со дня создания находится в конституционном кризисе, мы имеем такую Конституцию, когда страна управляется не по основному закону, а по желанию руководителя. Нужна ли нам такая Конституция? Конечно, нет, необходима такая Конституция, которая никому не даст чувства безнаказанности, которая обеспечит безопасность страны, неприкосновенность жизни и имущества и так далее.
Это уже означает обсуждение содержания, чего нам не разрешают, говорят, что, мол, это дело специалистов-правоведов-экспертов по конституции. Лгут, все эти специалисты всего лишь должны следить за тем, чтобы одна статья Конституции не противоречила другой и международным обязательствам, подписанным Арменией.
Основная функция Конституции – создание противовесов между крыльями власти, а это дело политических деятелей, которые и должны представить новую Конституцию.
АГАСИ ЕНОКЯН