В Армянском институте по международным вопросам и безопасности 15 августа состоялся семинар на тему «Европейское образование в евразийской Армении?». Главным докладчиком мероприятия был министр образования и науки Армен Ашотян. Когда руководитель Армянского института по международным вопросам и безопасности Степан Сафарян представил вызовы, вставшие перед сферой образования, министр, перед тем как начать доклад, сказал, что вступительное слово Сафаряна и название мероприятия дали ему представление в режиме 3D.
Армен Ашотян в своем вступительном слове рассказал, что значит европейское пространство высшего образования. И хотя Болонский процесс он квалифицировал как рождение Евросоюза, а также констатировал, что сегодня 28 из 48 стран – участниц Болонского процесса, являются членами ЕС, и согласно формулировке министра, Болонский процесс уже не является собственностью Евросоюза и не проект Евросоюза, Армения, присоединяясь к Болонскому процессу, пыталась решить ряд вопросов.
Степан Сафарян заметил: если мы находимся в ЕАЭС, то ЕАЭС навяжет нам свои образовательные критерии, и как в таком случае будет осуществляться европейское образование в евразийской Армении?
Эксперт в сфере образования, заместитель директора Национального института образования Анаит Бахшян считает, что для достижения образования с европейскими критериями надо решить ряд вопросов, начиная от финансирования и до ряда нереализованных пунктов программ правительства. Госпожа Бахшян констатировала, что на бумаге написано об автономности школ, но отрезать пуповину школ от власти губернаторов так и не удалось, потому что так захотели депутаты РПА. Хотя и закреплено, что в сферу образования надо направить 4% ВВП, однако сфера образования финансируется не в полном объеме.
Читайте также
«Во всех случаях правительство говорит, что должность министра политическая. Так как руководитель сферы образования партийный, он не может идти против своей команды, может, скажем, внутри поспорить с премьер-министром, заявить, что потом у него будут требовать результатов, и потом скажут – почему не преодолел?.. Тогда как, если бы должность была неполитической, министр всю дискуссию сделал бы публичной, сказал бы, что в программе развития образования предусмотрено 4%, но правительство не дает денег. Сказал бы – правительство, раз вы не даете денег, я не могу увеличить мощности министерства образования», – добавила Анаит Бахшян. Она выразила желание, чтобы аполитичность руководителей всех сфер была закреплена в Конституции.
Армен Ашотян сделал одно замечание: «Сегодня совершать поворотные реформы на минимальные финансовые средства представляют собой большой политический риск. Да, средства, направленные на образование, составляют 2,5% ВВП, это очень мало, а у кого забрать недостающие 1,5%, у обороны, здравоохранения, социальной сферы?».
Госпожа Бахшян возразила на это: «Когда вы написали 4 процента, откуда взяли эту цифру?». Ашотян возразил в свою очередь: «Напряженность на границе и все остальное в 2011 году не были столь сильными, как сегодня, когда утром каждый из нас просыпается и пытается понять, погиб ли солдат?». Министр также добавил: «В Армении сегодня стоит серьезная проблема, проблема мотивации. Абсурд, когда наши дорогие журналисты, СМИ, общество требуют от министра, чтобы министр добивался того, чтобы студент хорошо учился, а школьник ходил на уроки, это абсурд, остатки советского мышления. Министр обязан создать условия, которые могут быть или плохими, или положительными, но он не несет ответственность за нежелание человека учиться… Невозможно в административном порядке заставить детей хорошо учиться, они нуждаются в историях успеха, они должны видеть истории успехов хорошо учившихся людей».
По поводу последней мысли госпожа Бахшян бросила реплику: «Наверное, им надо брать пример с Национального собрания». Ашотян призвал не политизировать: «Например, почему я горжусь олимпийскими медалями наших детей. Эрмине, Лерник и другие маленькие герои, они – это истории успехов, и я хочу показать другим детям, чтобы все поняли, что невозможно, будь то за границей, или в нашей стране, продвигаться вперед без собственной головы». С этой его мыслью Анаит Бахшян вновь не согласилась.
«А что, вы по знакомству поступили?.. Я, например, продвинулся вперед своим умом», – рассердился Ашотян, добавив, что данное обстоятельство лишено политичности. Он призвал осудить неприемлемые явления, имеющиеся в сфере образования, на уровне гражданского общества, профессиональных ассоциаций. Он считает, что в Армении действует самое либеральное законодательство.