В феврале 2013 года «Аравот» поинтересовался у председателя общественной организации «Право и свобода», бывшего политзаключенного Вардана Арутюняна, как обстоит вопрос с предоставлением ему приговоров судов по политзаключенным советского периода. До этого Служба национальной безопасности отказывала ему дважды. Вардан Арутюнян, в частности, ответил: «22 февраля я встретился с представителями службы национальной безопасности. Во время встречи обсуждался вопрос предоставления мне приговоров, вынесенных политзаключенным советского периода. Была достигнута договоренность, что они будут переданы мне в соответствии с законами РА о свободе информации. По положению на данный момент можно констатировать, что вопрос решается».
В 2014 году вышла в свет книга Вардана Арутюняна «Диссидентство в Советской Армении», и стало ясно, что СНБ, по сути, обманула. Напомним, в 2011 году правозащитник обратился в Службу национальной безопасности с просьбой предоставить ему приговоры лиц, осужденных в советские годы по политическим соображениям. Однако СНБ отклонила его просьбу. Пресс-центр СНБ РА позднее выступил с заявлением, внеся некоторую ясность: «Приговоры и обвинительные заключения не были предоставлены согласно требованиям закона РА «Об архивном деле», так как в запрашиваемых документах имеются сведения относительно других лиц, обнародование которых без согласия указанных лиц нарушит тайну личной и семейной жизни этих лиц. Служба национальной безопасности РА готова предоставить выписки из судебных приговоров лиц, осужденных по вышеупомянутым статьям, с условием обращения к ним в установленном порядке, а если их нет в живых, с письменного согласия потомков».
Отметим, что согласно закону РА «Об архивном деле», предоставление архивной информации может быть ограничено, если она содержит государственную, служебную, личную или иного рода тайну. Однако данные приговоры 1960-1980-х были вынесены во время открытых судебных процессов, и потому не являются тайной. Несмотря на это, Вардан Арутюнян в некоторых случаях взял письменное согласие у тех людей, в отношении которых был вынесен приговор, в некоторых случаях – у их наследников, и в декабре 2012 года предоставил СНБ, однако вновь получил отказ. Последовала реакция со стороны прессы, с заявлением выступила группа бывших политзаключенных.
На фото: Вардан Арутюнян
Читайте также
«СНБ для разрешения этого вопроса была вынуждена пригласить меня на беседу, в которой участвовали и высокопоставленные должностные лица СНБ во главе с заместителем главы СНБ. Они с непонятным упрямством утверждали, что в этих приговорах есть имена людей, скажем, выступивших во время судебного процесса свидетелей, которые, может быть, не пожелают, чтобы из архива СНБ вышел документ, содержащий их имена. На мое утверждение, что речь идет о приговоре, вынесенном в отношении людей, который не может не предоставляться тому, в отношении кого он был вынесен, мне отвечали, что они эти приговоры не рассматривают как приговор, для них это архивные материалы, содержащие имена людей, и точка. То, что в действительности это приговоры, и, независимо от их утверждений, были, есть и останутся таковыми навсегда, и их надо предоставить тем, в отношении кого они были вынесены, ими в качестве довода принято не было, – пишет в своей книге Вардан Арутюнян. – Мне предложили такое решение вопроса. Вместо имен людей отметить начальные буквы их имен и фамилий, а я, по мере моих возможностей, имея начальные буквы, попытаюсь расшифровать их. Они даже пообещали помочь мне в этом трудном деле.
Это для меня было неожиданностью. Дело мое осложнялось, но я согласился, надеясь, что они выполнят данное обещание, и когда я столкнусь с трудностями, помогут. Но на этапе предоставления мне приговоров, они нарушили обещание. Вместо настоящих инициалов людей, они написали произвольные буквы, что сделало невозможным их восстановление, а от поддержки в помощи при восстановлении вообще отказались. Если вначале, когда я спрашивал о соответствующем той или иной букве истинном имени того или иного человека, мне отвечали, то спустя несколько дней сообщили, что им запретили помогать мне даже в этом вопросе. Словом, как и подобало настоящему чекисту, не сделали так, как обещали».
Вардан Арутюнян, тем не менее, восстановил многие приговоры. Более того, некоторые приговоры, которые сохранились в личных архивах бывших политзаключенных, или автор получил из судебного департамента, вообще не понадобилось восстанавливать, и в книге были опубликованы в полном виде – с именами и фамилиями всех свидетелей.
Теперь возникает вопрос, почему СНБ независимой Армении столь последовательно пытается скрыть имена тех, кто предоставлял свои услуги советскому КГБ? В отношении многих приговоров большинство имен значимых свидетелей известно и сейчас, но мы что-то не слышали, чтобы после выхода в свет книги в течение прошлого года были попытки сведения счетов или начались «братоубийственные войны».
«Той страны, которая судила людей за диссидентство, больше не существует. Политзаключенные того периода давно реабилитированы, но СНБ Республики Армения, согласно духу старого времени, продолжает считать совершенно секретными документами опубликованные в советское время приговоры, – отметила в своем заявлении в феврале 2013 года группа политзаключенных. – Удивляет то, почему после развала пресловутого Советского Союза и спустя столько лет после провозглашения Независимой Республики Армения, Служба национальной безопасности и правительство Независимой Армении продолжают оставаться верными советскому мышлению и нравам, и всячески демонстрируют свою нетерпимость к тем людям, которые в свое время боролись против этих нравов и этого мышления».
P.S. Кстати, родственники Андраника Маркаряна оказались единственными, кто не дал согласия, чтобы из архива СНБ был получен вынесенный ему приговор. Отмечаем это с сожалением, так как эпизоды, касающиеся Андраника Маркаряна в книге «Диссидентство в советской Армении», порождают множество вопросов, которые, может быть, прояснились бы, если бы информация была более целостной.