Целью конституционных реформ является «воспроизводство власти Сержа Саргсяна»… Эта оценка уже длительное время превратилась в тему политических дискуссий. Данное утверждение обсуждается более последовательно, чем вопрос о том, какая же политическая сила или лидер имеют сегодня ресурс противостоять «воспроизводству власти»? Если исходить из цели «воспроизводства власти», то для Сержа Саргсяна может быть только одна опасность. Это возможное возвращение Роберта Кочаряна. Последние годы Роберт Кочарян время от времени показывал, что не безразличен к политическим процессам в Армении, хотя и последовательно хранил молчание о своем возвращении, вероятно, определенно опасаясь чего-то.
Предположим, Роберт Кочарян хочет бороться против конституционных реформ, пытаясь таким образом предотвратить «воспроизводство власти Сержа Саргсяна» и проторить дорогу для себя. Если это так, значит, он должен вступить в эту «борьбу «немедленно», очень быстро, например, прямо с сентября. Другим возможным вариантом возвращения Кочаряна могла бы стать активизация других оппозиционных сил, подогрев политических процессов, активизация митингов на площади Свободы.
В случае, если сработает этот вариант, возникает вопрос: а посредством кого? Нескольких деятелей ППА, которые считаются «людьми Кочаряна»? Или, может быть, Вардана Осканяна? А может быть, и при поддержке Левона Тер-Петросяна? Если даже против конституционных реформ возникнет единый фронт, например, новый «Объединенный штаб-2», и Левон Тер-Петросян, Вардан Осканян, несколько членов ППА, кочаряновцы, плюс Гарник Исагулян, Ашот Манучарян и Амаяк Ованнисян сядут за один стол, то такое «объединение» не будет в состоянии вывести на улицы такое количество людей, чтобы было можно объявить, что против конституционных реформ выступило 100 тысяч человек. Надо также учесть, что наше общество достаточно безразлично к конституционным реформам, то есть, даже самой могучей политической силе будет действительно сложно повысить общественный интерес к конституционным реформам.
Следовательно, какие возможности имеют сторонники выступления «единым фронтом»? Прежде всего, начнем с того, что им нужны финансовые ресурсы. Но сегодня никто не поверит в вероятность того, что можно поднять общество с помощью Левона Тер-Петросяна и Вардана Осканяна, чтобы тратить на это ресурсы, и тем более тратить их Роберту Кочаряну. Эти ресурсы он, вероятно, предпочтет потратить на себя. Значит, остается один вариант: если Роберт Кочарян действительно намерен противостоять конституционным реформам – программе Сержа Саргсяна, он это свое желание будет вынужден выразить очень скоро, публично заявив, что вступает в активную политическую жизнь и его цель воспрепятствовать «воспроизводству Сержа Саргсяна».
Читайте также
Председатель партии «Национальная безопасность» Гарник Исагулян на днях дал интервью 1in.am, и, отвечая на вопрос, какова вероятность того, что Роберт Кочарян примет более конкретное участие в борьбе против конституционных реформ, отметил: «Я могу высказать свою точку зрения и желание. Я хотел бы видеть активное участие в этих вопросах не только Роберта Кочаряна, но и Левона Тер-Петросяна, потому что люди, которые были руководителями государства, не могут оставаться безразличными и должны высказать свое веское слово. В этом плане я просто призываю их быть активными. Не только в виде выступлений, комментариев, но и проявлением общей активности».
Если единственная надежда выступления против Конституции и воплощения «проекта» в жизнь – это Роберт Кочарян, то от всех «заинтересованных» политических сил и деятелей надо потребовать искренности. Действительно, времени только для того, чтобы созвать общество пару раз на митинги и произносить речи, уже нет. «Единый штаб-2» без Роберта Кочаряна утомит всех в течение нескольких недель, у претендентов на присутствие там и без того имеется дефицит доверия общества.
Политическая осень может стать горячее, если Роберт Кочарян заявит, что он против конституционных реформ и будет бороться против «воспроизводства Сержа Саргсяна». Если он не сделает этого осенью, то у него больше не будет другой возможности противостоять «режиму», и если он не сделает этого в ближайшие недели, значит, он тоже понимает, что может много чего потерять.
Фото Yerevan.today