Эксперт Тигран Абрамян об особенностях последний обострений на границе
– В последнее время азербайджанская сторона вновь активизировала диверсионно-разведывательные действия. Примечательно также, что ночью 28 августа противник на карабахско-азербайджанской линии соприкосновения нарушил режим прекращения огня примерно 110 раз из стрелкового и артиллерийского оружия различного калибра, совершив более 2000 выстрелов, в том числе из 35 залпов из 60, 82, 120-миллиметровых минометов. Чем обусловлена такая активность Азербайджана? Только возможной предстоящей встречей президентов?
– Не думаю, что основной причиной активизации Азербайджана является возможная встреча президентов. Другой вопрос, что длительное время нет существенных подвижек в переговорном процессе, речь идет, в первую очередь, о встречах разного формата. Сопредседатели приезжают и уезжают, однако видимых подвижек в процессе нет. Естественно, нет встреч, нет ожиданий. С этой точки зрения, отсутствие активного переговорного процесса также содействует частому обострению ситуации. Что касается активизации Азербайджана, то это очередной виток накала ситуации на передовой, который сопровождается одновременным использованием ракетно-артиллерийских установок, крупнокалиберных пулеметов, диверсионно-разведывательных групп и снайперов. Однако, в отличие от предыдущих обострений, применяемый против Армении арсенал на этот раз расширился: надо отметить, что действия Азербайджана становятся более опасными и чреватыми непредсказуемыми последствиями.
– Данная активность азербайджанской стороны имеет одну особенность, о которой Вы намекнули. На днях Азербайджан использовал реактивную систему залпового огня TR-107 турецкого производства. Применение оружия турецкого производства происходит редко. Как Вы это прокомментируете?
Читайте также
– Турецкий след в действиях Азербайджана можно встретить всегда, речь идет не только о военных поставках, совместных пропагандистских действиях, обучении и переподготовке азербайджанских офицеров и подразделений, но и частого «появления» на передовой турецких офицеров, инструкторов. Что касается применения реактивной системы залпового огня в направлении Армении, то это действительно опасно в первую очередь тем, что число используемых видов вооружений дополняется ракетно-артиллерийскими средствами. И года нет, как Азербайджан начал использовать на передовой артиллерию, а теперь переходит на ракетно-артиллерийские средства.
Шаги, предпринимаемые Азербайджаном в течение последнего года, создают новую ситуацию: с одной стороны Азербайджан всячески заводит в тупик переговоры, способствуя снижению их активности, с другой стороны, шаги, предпринимаемые Азербайджаном на передовой, переходят в более опасный этап.
– Турция, скрытно помогающая и защищающая Азербайджан, переходит к открытым действиям?
– Я бы не сказал, что она помогает Азербайджану скрытно. Начнем с того, что в 1993 году, именно с целью поддержки Азербайджану Турция блокировала западную границу Армении. Второе, есть соответствующие документы о военном сотрудничестве и взаимопомощи между Турцией и Азербайджаном, которые юридически закрепили это сотрудничество.
– Хотя военные ведомства РА и НКР, их ответственных лица постоянно заявляют, что они контролируют ситуацию, но эта ситуация – ни войны и ни мира, как Вы констатировали, становится все опасней, тем более, если иметь в виду напряженную региональную и геополитическую обстановку.
– События, происходящие в разных частях мира, в том числе и на территории бывшего СССР показывают, что нет никаких гарантий, что можно избежать полномасштабных действий, тем более, что Азербайджан открыто демонстрирует свои желания и претензии. Ситуацию удается держать под контролем благодаря превентивным и своевременно разряжающим действиям армянских вооруженных сил. При необходимости (в последнее время все чаще) армянские подразделения на разных участках границы проводят «зачистку», осуществляют спецоперации для сдерживания агрессии противника, а также нанесения карательных ударов.