Редактор издающегося в Гюмри еженедельника «Шрджапат» Епраксия Мехакян в интервью Aravot.am отметила, что размещаемые в их газете объявления гюмрийцев касаются исключительно продажи имущества. «Если, скажем, лет 5 назад объявления о продаже квартир и иного недвижимого имущества составляли 80 процентов всех объявлений, то сейчас они составляют 98 или 99 процентов. На продажу выставлены даже недавно полученные квартиры, новые постройки.
Бывает, когда люди приходят давать объявление, я усаживаю их и начинаю спрашивать о причинах. В основном мотивируют тем, что переезжают, или у них есть студенты в Ереване, переезжают в Ереван, и потому продают, или же всей семьей уезжают в Россию или другую страну. Если бы продавали только имущество, то у меня не сложилось бы мнения, что люди продают для того, чтобы сбежать. Подумала бы, что, может быть, ради какой-то перемены, но когда продают вместе с домом, или же имеют два дома, и оба выставляют на продажу вместе с имуществом, со всем, что есть, если человек сжигает мосты с местом, где родился, значит, человек сбегает, уезжает из страны. На продажу выставлены также и объекты по оказанию услуг: есть фермерские хозяйства со всей техникой и оборудованием. Выставлены на продажу магазины электротехники, продают парикмахерские. В Гюмри открылось много парикмахерских, видимо, вероятно, причина в этом, не хочу даже отмечать. Во всяком случае, объявлений о продаже объектов много.
В объявлениях отмечают, что ремонт произведен недавно, это означает, что человек имел какие-то надежды, построил совсем недавно или отремонтировал, чтобы продолжить какое-то дело, но, увидев, что не получается, просто продает и остается в неопределенности».
На вопрос, есть ли покупатели, наша собеседница отвечает, что их абсолютно нет, раз в месяц может нечаянно появится кто-то из деревни, желающий перебраться в город, или же кто-то вернулся с заработков с большой суммой денег. По словам Епраксии Мехакян, иногда они получают объявления от жителей Еревана. Жители столицы, зная, что люди из Гюмри порой сбегают в Ереван, дают объявления с такой надеждой.
Читайте также
На наш вопрос, приходилось ли ей быть очевидцем грустной картины эмиграции, ведь место, откуда гюмрийцы ежедневно выезжают в Россию, расположено почти напротив редакции, наша собеседница ответила: «У нас находится центр по переводу паспортов, я каждый день вижу скопления машин возле них. А с противоположного тротуара, с территории Чулочной [фабрики] отъезжают микроавтобусы, увозящие пассажиров с чемоданами, а те, кто уезжают, уже не молоды, те, кто уехал раньше, увозят своих родителей. Среди них я замечала даже стареньких бабушек и дедушек. Раньше уезжали молодые семьи, может быть, в поисках работы, оставив в Гюмри родителей, чтобы не продавать квартиры, не обрывать последнюю нить, связывающую с родиной, но сейчас забирают и родителей. Почему сократились трансферты? Значит и там тоже не все хорошо, уже не могут содержать две семьи, вынужденно увозят и родителей, чтобы объединить всю семью, и уже вместе как-нибудь перебиваться. Я адресую свои слова нашим властям: если вы не хотите обеднеть, берегите народ, чтобы они работали, пополняли ваш бюджет, а вы сами оставались богатыми».
По словам нашей собеседницы, образовательную систему в нашей стране довели до такого состояния, когда люди уже боятся за будущее своего ребенка. «Яркий пример тому, что если министр образования отправляет своего ребенка в частную школу, то как я могу верить или нормально воспринимать качество образования в государственных школах. То же самое касается медицинских учреждений, высших учебных заведений. Своих детей они оправляют в европейские учебные заведения, о чем речь? Сами они спасают своих детей, а наших детей спасать некому?», – спрашивает наша собеседница.