Продолжаются работы над фильмом «Хлеб и соль» по мотивам библейской притчи «Возвращение блудного сына». Режиссер и автор сценария – Аспет Шермазанян, именно с ним мы и решили поговорить о фильме.
– Аспет, как родилась идея снять подобный фильм?
– Несколько месяцев назад по инициативе московской компании LOOK FILM начался проект киноальманах, который дает возможность притчи разных культур превратить в короткометражные фильмы и представить в современном контексте простые, ясные поучения. Проект направлен на выявление и поддержку новых авторов, он в каком-то смысле экспериментален, так как в основном у него фестивальное будущее. Был объявлен конкурс, в котором участвовали многие режиссеры из ВГИКа, было представлено много историй, но из них выбрали всего 7, одна – моя. Я выбрал классическую христианскую тематику — «Возвращение блудного сына», а причина одна: я знал реальную историю, которая произошла в 90-ых в Лорийской области. Один человек уехал из своей деревни и 10 лет от него не было вестей, его образ для людей был неопределенным: одни думали, что он в Америке, другие, что в России, а некоторые говорили, что его убили, но были и те, что убийца он сам… Спустя годы этот человек внезапно вернулся, но в отличие от библейского героя, о не стал свинопасом и будучи сломленным, понял силу отца и отцовского дома. Мой герой вернулся состоявшийся и сильный, но склонив голову, стесняясь своих гор, так как приобретенное им становится ничем перед ценностями, от которых он отдалился. Когда будет готов альманах, главным призом жюри и инициаторов будет финансирование полнометражного фильма: это должен быть масштабный фильм. В рамках альманаха мы встретимся с некоторыми известными русскими актерами – Юрием Гармашем, Дмитрием Дюжевым, Евгением Цыгановым и другими. Кстати, единственный фильм, снятый за пределами РФ – мой, так как я настоял, несмотря на то, что финансирование по этой причине сократилось, технических возможностей, которые мы бы имели в Москве, тоже не было. Я выбрал более неопределенный и трудный путь, но сейчас с уверенностью могу сказать, что наш фильм является фаворитом и имеет большие шансы на победу. В Армении я понял, что культура coproduction развита слабо, так как катастрофически мало компаний, занимающихся кинопроизводством. Тем не менее, мы нашли команду, людей, которые с большим энтузиазмом помогли нам. Хотелось бы отметить, что Киноцентр помог нам в определенных вопросах, министерство культуры.
– В чем посыл фильма?
– Не забывать….
– Может ли фильм о корнях заинтересовать в плане коммерции и искусства иностранные компании и зрителей?
– Главным в кинопроизводстве является то, как ты представишь выбранную тему тем, кто любит кино и тем, кто не очень. Я выбрал актуальную для нашей страны тему. Несомненно, есть армянская аудитория с определенными корнями: в основном я делаю акцент на моих сверстников, молодежь, живущую в Москве, Лос-Анджелесе, Лондоне и Амстердаме, в Париже и Барселоне, почему бы и нет, на живущих, работающих и учащихся в Ереване моих соотечественников, которым мы постараемся дать возможность посмотреть фильм, так как я уверен: придет день, когда мы все вернемся и станем хозяевами наших гор. А в плане коммерции, подобные фильмы должны служить трамплином для того, чтобы на нашей земле осуществлять грандиозные идеи и проекты, так как пришло время нашего поколения, а мы не имеем право на промах. Хочу добавить, что фильм сугубо национальным быть не может, тема корней очень глобальна, вопрос общечеловеческий… Его должны понять все. Конечно, есть характерные для нас оттенки, черты, но их я постараюсь представить на правильном языке кино, национальный колорит всегда интересен другим, если не представлять его агрессивно, так как тема корней может быть и опасна. Например, вы никогда не спутаете французское и итальянское кино, или грузинское и сербское. Если тот же итальянец снимает фильм вне национальных рамок, на другом континенте, о другой нации, то все равно по почерку и настроению становится понятно, что фильм итальянский. Вспомните Джузеппе Торнаторе или Серджио Леоне… Они создают общечеловеческие ценности, не отрываясь от корней. Или хотя бы вспомните Балабанова и Гая Ричи, они закалились культурой своей страны, но снимают для всех… Одним словом, самое главное, рассказать человеческую историю, без лишних искажений со стороны автора. Тогда мы заинтересуем, будет и коммерция, а о том, является ли мой фильм искусством, думаю, с моей стороны было бы нескромно давать подобные оценки. Попозже поймете, когда фильм, дай Бог, полюбиться и будет понятен для армянского и зарубежного зрителя.
– В фильме снимались знакомые лица, какова цель?
– Я благодарен Хорену и Арсену Левонянам, так как без них фильм бы не получился таким, каким бы мне хотелось, а может быть, и не состоялся бы вообще. Они — профессионалы в самом широком смысле этого слова и я уверен, что это начало нашего сотрудничества и крепкой дружбы. Нас объединяет идея, то, что взволновало меня, взволновало и исполнителей. Когда я писал сценарий, то представлял именно братьев Левонян так как они по внешним и внутренним качествам были близки героям истории. Моей главной целью было правильно представить армянина – достойным, выпрямившим спину, а не наоборот. Моя цель – понятным иностранцу языком представить наши ценности, модель крепкой семьи. Создавать фильм при участии известных имен не было самоцелью. Часто это даже мешало таким новичкам как я, несмотря на то, что я в Москве уже сотрудничал с известными людьми и избавился от комплексов.
— Почему именно Самвел Севада был выбран на роль отца?
– Я долго искал… По правде говоря, я провел переговоры со многими, в отличие от братьев Левонян, в роли отца я не представлял конкретного актера, господин Севада стал для меня настоящим открытием. На первой встрече, когда мы беседовали в его мастерской, я увидел его лицо, белую бороду, руки, движения, харизму… Я понял, что нашел и не отпустил, так как образ отца должен был быть библейским. Спасибо ему за терпение, за то, что противостоял стихии. Господин Севада два дня снимался под дождем. Надеюсь, его здоровье после этого стало крепче. Будучи также фотографом, господин Севада запечатлел много восхитительных кадров на съемочной площадке.
– Когда армянский зритель сможет увидеть фильм?
– Сырой материал, который я увезу с собой в Москву, еще должен пройти разные монтажные этапы POST PRODUCTION, но я надеюсь, это произойдет за короткий период времени. Кстати, для того чтобы завершить фильм, мы нуждаемся в спонсорах. Надеюсь, в ближайшем времени они найдут нас. Премьеру фильма мы планируем провести в Москве, после этого по инициативе LOOK FILM-наших московских коллег, фильм будет участвовать в 20 лучших кинофестивалях мира – Канны, Берлин, Венеция, Торонто и так далее. Фильм будет показан также в Ереване, Гюмри, в областях и диаспоре.
– Расскажите о творческом составе и о вас.
– Учусь на 4-ом курсе ВГИКа, мой мастер – Александр Котт. До того, как уехать в Москву я учился в Ереванском государственном институте театра и кино, под руководством Аниты Ерзнкян. В Москве я уже снял 5 короткометражных фильмов, в основном криминальные драмы или черный юмор. В первый раз я снимал на своей земле, среди своих гор, у меня большое чувство ответственности, не только потому, что я стою на земле своих предков и снимаю фильм. Это чувство утраивается, когда я вспоминаю, что фильм предусмотрен для иностранного зрителя. С самого начала проекта я собрал сильную команду, чтобы все трудности мы преодолели вместе. Я благодарен моим товарищам по команде, которые не повесили нос, с чувством юмора и терпения сохранили атмосферу съемочного процесса, выдержали мои крики и нервные проявления, пусть простят меня те, кого я обидел, я не нарочно. Выражаю свою благодарность Павлу Михайоскому, автору проекта и главному продюсеру, который утвердил мой сценарий и с большим воодушевлением воплотил в жизнь наш сценарий. Я благодарен Александру Котту – художественному руководителю проекта, кто поверил в меня и выступил гарантом осуществления проекта. Особая благодарность мою другу и брату из Шамшадина, соавтору проекта и второму режиссеру фильма Артаку Серовани-Оганяну, человеку, который с самого начала был рядом, я уверен, мы вместе пройдем долгий путь. Спасибо Ованесу Шермазаняну, исполнительному продюсеру фильма, администратору, повару, рабочим, всем, кто вместе с нами прошел через все трудности съемочного процесса, с терпением отнесся ко всем форс-мажорным ситуациям и как на чаше весов выровнял все наши недостатки и достоинства. Спасибо оператору фильма Константину Мазову, который смирился с нашим южным темпераментом, ни на миг не отчаялся, а наоборот, своим профессиональным подходом всегда предъявлял высокие требования, как результат мы были довольны всегда. Выражаю огромную признательность всем, кто стал для меня опорой, у нас еще много побед впереди. Как говорится, Бог в помощь…