Комментарии члена парламентской комиссии по внешним отношениям Самвела Фарманяна в связи с напряженной ситуацией на границе
– Чем объяснить тот факт, что Азербайджан столь долгое время держит напряженной ситуацию на армяно-азербайджанской и карабахско-азербайджанской границе? На этот раз, как и в это же время в прошлом году, Азербайджан обстреливает приграничные села Армении, пытается запугать мирных жителей, с нашей стороны есть раненые и погибшие. Кому и что хочет сказать тем самым Азербайджан?
– Я сожалею, что в результате напряженности у нас имеются человеческие потери. Это самое непоправимое. Азербайджан никогда не скрывал своего подхода – в случае необходимости решить проблему силовым путем, накапливая большой военный потенциал. Подобное периодическое обострение ситуации на границе, с использованием теперь уже тяжелых вооружений, с одной стороны имеет целью адресовать международному сообществу, и в первую очередь, странам-посредникам, что конфликт вовсе не является замороженным, и он нуждается в решении (под решением они, естественно, понимают то, как они сами представляют это, что нереально). А с другой стороны, они пытаются таким образом посеять среди общественности Армении чувство тревоги перед надвигающейся войной и потерями, рассчитывая на смягчение позиции, а также показать, что страны-посредники и международное сообщество не в состоянии оказать какого-либо реального влияния на перспективы перерастания событий в войну.
Оставим в стороне то обстоятельство, что азербайджанское общество в этих процессах уже давно перестало быть фактором, а значит, оно давно не учитывается в расчетах властей Азербайджана, кроме того, что они используют своих солдат в качестве пушечного мяса. Пока страны-посредники, действующие от имени международного сообщества, не могут или не хотят принуждать Азербайджан к тем решениям, которые могут предотвратить подобные инциденты, армянским сторонам остается делать то, чем они заняты сегодня, предотвращать посягательства противника, наносить ему непропорциональный ущерб, и в очередной раз привлекать внимание международного сообщества на разнузданные действия Азербайджана.
С этой точки зрения можно приветствовать недавнее заявление Министерства обороны Арцаха и те действия, которые за ним последуют. Несомненно, следует иметь в виду тот факт, что все то, что Ильхам Алиев представляет в своих публичных заявлениях относительно перспектив Нагорно-Карабахского конфликта, не имеет какого-либо отношения к реальным вариантам урегулирования, обсуждаемым за столом переговоров. И подобными обострениями лидер Азербайджана, вероятно, думает, что тем самым делает жестче, крепче свои позиции перед каждым новым этапом переговоров.
Читайте также
– Сопредседатели вновь ограничились только осуждением, хорошо хоть на этот раз обвинение было чуть адресным. К каким рискам может привести подобная продолжающаяся пассивность международного сообщества и растущая агрессия Азербайджана в нынешних геополитических условиях?
– Странам-посредникам давно уже пора констатировать, что осуждающие заявления важны, а тем более адресные заявления, но их недостаточно. Азербайджан сначала необходимо заставить хотя бы принять механизм расследования пограничных инцидентов, вокруг чего дали согласие все стороны, все международное сообщество за исключением Азербайджана. К сожалению, этого не делается. С другой стороны, я далек от той мысли, что в лице стран-посредников мы имеем дело с такими государствами, которые не владеют полной информацией о том, какая сторона, когда, каким образом и даже с какой конкретной целью нарушает режим прекращения огня. Само по себе ясно, что в нашем регионе пересекаются интересы крупных геополитических игроков, и не все обусловлено нашей волей и желаниями.
Тот факт, что Минская группа является единственным форматом, где Россия и Соединенные Штаты работают вместе, дает некоторые основания для оптимизма, что им удастся привести проблему к мирному разрешению путем переговоров, основываясь на реалистичном подходе и сути конфликта.
Меня тревожит другое обстоятельство. Противник подвергает обстрелам также и территорию Республики Армения. Армения является членом ОДКБ, и мы имеем право ожидать в таких случаях более действенную реакцию ОДКБ. Наши партнеры по ОДКБ должны осознавать, отложим политико-дипломатическую лексику в сторону, что подобная инертность отнюдь не прибавляет доверия у нашего народа к дееспособности военно-политической структуры, одним из полноправных членов-учредителей которой являемся именно мы.
Здесь тоже, если говорить открыто, мы видим, что появляющиеся время от времени беззубые заявления не достигают цели, Азербайджан продолжает свое наглое поведение. Укажите мне на какое-нибудь еще государство – члена другого альянса, чья территория подвергнется ракетному обстрелу со стороны другого государства, и этот альянс не отреагирует должным образом. Я таких примеров не знаю. А сила военно-политических альянсов именно в этом. А пока все не так, как должно быть, армянским сторонам остается делать то, что не имеет альтернативы: наносить противнику ответные удвоенные потери, пытаясь донести до него, что военный путь не только не является решением, но может бумерангом ударить по президенту Азербайджана, чей отец смог захватить власть в Азербайджане после очередных территориальных потерь этой страны, а вовсе не потому, что это произошло с молчаливого согласия крупных международных игроков.