Когда живешь в Армении и наблюдаешь за событиями, то невольно углубляешься в них, комментируешь, соглашаешься, споришь и так далее. Когда же уезжаешь из страны хотя бы на три дня, неважно, по делам или на отдых, то начинаешь смотреть на свою родину и ее проблемы иным взглядом. В частности, начинаешь сомневаться: а все ли события, которые кажутся вблизи столь важными, в действительности имеют такое судьбоносное значение?
Основу нашего информационного поля составляет дуализм: «сторонник власти-оппозиционер», «да-нет», «революционер-контрреволюционер», «пошел к президенту-не пошел к президенту». На основании этого некто «икс» высказывает мнение об «игреке», а затем мы, журналисты, побуждаем последнего ответить на это мнение, и так как «игрек» не желает «оставаться в долгу», то он наносит «достойный контрудар». И так все время. Таким образом, «информация» состоит в основном из выступлений тех, кто бьет, и тех, кто наносит контрудар. Но темы этой «бескомпромиссной борьбы» зачастую мелки и второстепенны. Если следить за нашей жизнью только учитывая эту борьбу, то создается впечатление, что Армения находится вне планеты, и мы «погрязли» в трясине провинциализма. Интересно, что интернет и, в частности, социальные сети, которые теоретически должны были преодолевать все границы, у нас этот провинциализм углубляют.
Мы словно научили наших читателей не интересоваться серьезно тем, что происходит в мире, и какое место во всем этом занимает наша маленькая страна. Потому что в данном аспекте мы «застряли» также и в состоянии раздвоенности – «ЕАЭС-ЕС», «форпост-не форпост», и не думаем, какими дополнительными возможностями обладаем вне этих противопоставлений. Будем искренни: некоторые обстоятельства нам навязываются, в том числе и ЕАЭС, но есть вещи, которые мы можем делать без противопоставления этим принуждениям.
По моему мнению, такие возможности создают иранские и китайские направления. Эти страны не являются врагами России, они самостоятельны и не участвуют в новой «холодной войне», с другой стороны, особенно в последнее время, не обостряют отношений с Западом. Мне кажется, что в основу таких наших подходов должен быть положен экономический прагматизм, который по возможности будет «разгружен» от идеологии и так называемой «геополитики». Те личности, которые так или иначе в состоянии ориентировать общество, должны настроить его именно на экономический прагматизм, а не на состояние раздвоенности и вытекающие из этого распри.
Читайте также
Когда находишься за пределами Армении, это становится более очевидным.