Западные страны – Соединенные Штаты и европейские структуры, работают с «гражданскими обществами» (говоря простым языком – общественными организациями) стран, похожих на нас. Под «похожими на нас странами» я имею в виду не только постсоветское пространство. Такие страны есть в Азии, Африке, Латинской Америке, даже Европе (страны бывшего «социалистического лагеря»). Целью такого сотрудничества (вновь выразимся ясно – предоставление денег) необязательно является «цветная революция», «нарушение национальной идентичности», или, если говорить о постсоветском пространстве, ослабление влияния России. Все это возможно, но как «побочный эффект», хотя согласимся, зачастую весьма желательный для Запада.
Однако в действиях каждого человека, организации или страны следует видеть как положительные, так и негативные импульсы. Даже если человек считается заклятым врагом, его действия могут оказывать отрезвляющее, ориентирующее влияние. А Запад нам не враг. Его целью в данной стране может быть приобретение таких партнеров, которые посредством некоторого давления на свои правительства, превратят эти страны в более предсказуемые, более продвинутые, и, в конечном счете, более цивилизованные. Это Западу нужно ровно столько, сколько и нам. При любых контактах, мне кажется, нужно находить те грани, где совпадают интересы, а не постоянно подчеркивать различия. Кстати, когда посол США в Армении говорит о коррупции, мы не должны обижаться. Посол, конечно же, говорит исходя из интересов своей страны, но разве не в наших же интересах снижение в нашей стране коррупции?
Россия тем более не является нашим врагом, даже не буду перечислять, в каких вопросах совпадают наши интересы. Но эта страна не работает с гражданским обществом, в соответствии с российскими государственными традициями, работа ведется только с правительствами. В случае с Арменией, вероятно, есть также уверенность, что мы все равно у них в кармане и никуда не денемся. Может быть, представители моего поколения считают это правильным, и многие из них готовы вцепиться в лицо тем, кто вдруг скажет, что Путин в каком-то вопросе возможно неправ. Но в вопросе следующих поколение такая самоуверенность излишня. В условиях такой беспрецедентной доступности источников информации, исключено, что молодежь будет сориентирована на Россию. Возьмем, к примеру, тот факт, что для многих из них русский язык больше не является вторым языком (к сожалению, значительная их часть вообще не владеет «вторым языком»).
В этих условиях Россия ничего не делает для пропаганды своих ценностей и своей правды. Порой выражает недовольство деятельностью общественных организаций и призывает наказать их.