Проект нового шелкового пути начинает воплощаться в жизнь, Армения пытается обеспечить свое участие
«Нужно учесть тот факт, что Китай довольно серьезно начинает осуществлять программы по обеспечению инфраструктур Шелкового пути»,- в беседе с «Аравот» отметил экономист Гамлет Тадевосян, касаясь визита премьер-министра Овика Абрамяна в Китай и озвученных им заявлений.
Премьер-министр РА Овик Абрамян и глава Государственного совета КНР Ли Кэцян обсудили возможности укрепления армяно-китайского сотрудничества. Согласно распространенной официальной информации, собеседники отметили важность углубления сотрудничества в сферах развития инфраструктур, энергетики, транспорта, химической промышленности, сельского хозяйства, туризма, науки, образования, культуры, гражданской авиации, осуществление конкретных совместных программ. В этом контексте они подчеркнули важность эффективной деятельности Армяно-китайской совместной комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Оказывается, за последние годы торгово-экономические отношения между странами динамично развиваются, в частности, товарооборот вырос на полмиллиарда долларов. Самая существенная часть беседы премьеров касается инвестиционных программ по строительству железной дороги Иран – Армения и дорожного коридора «Север – юг». Ли Кэцян подтвердил заинтересованность китайской стороны этими программами.
Велика ли вероятность того, что наконец-то от слов перейдут к делу, так как уже долгое время, как эти вопросы обсуждаются на уровне первых лиц Армении и Китая, по словам экономиста, покажет время. Но встречу премьер-министров двух стран экономист считает продуктивной. «Морская» часть шелковый пути, о восстановлении которого Китай активно заявляет с 2013 года, предусматривает присоединение к Персидскому заливу и странам, в которых есть нефть и энергоносители. Одна из «наземных» дорог начнется с западной части Китая, пройдет по России, некоторым странам Кавказа и Ближнего Востока до Европы, а другая – Индия-Пакистан- Ближний Восток-Румыния. Армения может стать частью нового экономического пути.
По мнению специалистов, осуществление проекта «Экономический пояс Шелковый путь» исходит из интересов Армении, так как он подразумевает ослабление позиций России по всему региону (как в Центральной Азии, так и на Южном Кавказе). Какие выгоды получит Армения из этого, большой вопрос, так как многие утверждают, что став членом ЕАЭС, Армения лишила себя альтернативных возможностей. Но премьер-министры Армении и Китая говорили о возможности связать Европу и Азию экономическими связями именно в рамках ЕАЭС. Овик Абрамян, подчеркнув в прошлом участие Армении в Шелковом пути, отметил, что не только в Армении, но и в ЕАЭС придают большое значение расширению таких мощных экономических держав как Китай и Иран и видят большие возможности для осуществления программ экономического пояса Шелкового пути на евразийском пространстве. Гамлет Тадевосян в плане вовлеченности Армении в этих проектах с экономической точки зрения проблем не видит. Он не согласен, что другие члены ЕАЭС станут ревновать: «Столкновения интересов не вижу. Шелковый путь будет проходить по Азии, России в Европу. Наоборот, я вижу усиление одной из стран-членов ЕАЭС – Армении. Я полагаю, что всем странам-членам союза нужен в экономическом плане более сильный партнер».
Читайте также
Заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардан Восканян из приобретенных договоренностей во время визита Овика Абрамяна в Китай выделяет договоренность о финансировании железной дороги Армения-Иран. Не новость, что Китай заинтересован строительством железной дороги Армения-Иран. Об этом говорится уже несколько лет. «Китай проявляет определенную заинтересованность в этом вопросе, учитывая также имевший до этого место переговорный процесс. Представители китайской государственной компании, занимающейся этим вопросом, побывали в Армении и обсудили задачу с армянской стороной»,- констатирует наш собеседник, отмечая, что если РА и КНР договорятся, то Пекин может предоставить требующиеся для строительства 3,2 млрд. долларов.
Китай собирается предоставить для осуществления проекта «Новый шелковый путь» 40 млрд. долларов. Изначально обсуждались три направления железной дороги: первая по направлению Ерасх –Мегри, вторая из Вардениса, а третья из Гагарина, длина соответственно 443, 449 и 397 км. Для армянской стороны, как было объявлено, приемлемо направление Гагарин-Гавар-Мартуни-Джермук. В иранской части железной дороги планируется построить 60-километровую ветку до Маранда. Еще в 2008 году спикер НС РА Овик Абрамян обсудил с китайской стороной вопрос строительства железной дороги, и согласно официальной информации, проект вызвал интерес у китайской стороны. А в этом году с Тегераном было парафировано соглашение, согласно которому после завершения как минимум 30 процентов строительства железной дороги на территории Армении Иран обязуется предоставить 400 млн. долларов для строительства железной дороги до границы Армении. Эту железную дорогу ирановед считает важнейшим проектом и для Армении, и для Ирана, как с политической, так и с геополитической точки зрения: «Судя по развитию событий в Турции, особенно в восточных районах этой страны, Армения становится тем безопасным маршрутом, по которому Иран выходит через Черное море в Европу»,- отметил наш собеседник.
Часто Азербайджан рассматривается как северный путь для Ирана. По словам Вардана Восканяна, у нас есть определенные преимущества, и одно из них это то, что Армения является членом ЕАЭС и единственным членом, у которого наземная граница с Ираном. К тому же, в политических отношениях между Ираном и Азербайджаном есть определенное недоверие и множество нерешенных вопросов: «Тогда как с Арменией нет проблем ни политических, ни с точки зрения мировоззрения. Азербайджан сам по себе государство, ведущее анти-иранскую политику, независимо от позиций, проявляемых в той или иной конкретный период времени. А Армения даже в самое трудное для Ирана время доказывала, что является дружественной страной и ценит эту дружбу. Иранцы, полагаю, учитывают этот факт. Если Армения предпримет соответствующие шаги и найдет средства для строительства железной дороги Иран-Армения, то это будет не только важнейшим проектом по снятию экономической блокады Армении, наша страна с региональной точки зрения приобретет значимость, став самым коротким, самым безопасным и самым надежным путем, связывающим Персидский залив с Черным морем»,- отмечает Вардан Восканян.
Газета «Аравот»