Политолог о возможном сотрудничестве Армении и Евросоюза
Руководитель Армянского центра стратегических и национальных исследований, политолог Манвел Саркисян не считает случайным то, что именно сейчас Евросоюз хочет начать с Арменией переговоры вокруг нового соглашения: геополитические процессы богаты новыми развитиями и новыми событиями.
Напомним, что на днях министры иностранных дел Евросоюза дали Европейской комиссии новый мандат на проведение переговоров с Арменией вокруг нового всеобъемлющего соглашения. Ожидается, что официально переговоры начнутся до конца года. Наш собеседник напоминает, что до того, как в регионе создалась такая ситуация, уже шли разговоры о подписании соглашения между Арменией и Евросоюзом, но, тем не менее, учитывая сложившуюся ситуацию, все надо рассматривать в контексте развивающихся в данный момент геополитических процессов. Господин Саркисян считает примечательным то, что в то время когда Россия сама вовлечена в борьбу против «Исламского государства», отношения между Россией и Западом изменились, и замечает: «Сейчас в Украине все вроде приутихло, и кажется, словно все стороны разом пришли к согласию», – говорит господин Саркисян и отмечает, что Россия такой политикой пытается сбросить с себя «груз», возникший из-за украинского кризиса.
«Изменение возникло и между Европой и Россией. Может быть, и европейцы тоже учли, что могут предложить Армении какой-либо договор, потому что того жесткого конфликта между Россией и Западом нет».
Читайте также
Политолог отмечает, что очевидно – сверхдержавы работают согласованно, и это меняет ситуацию. Согласно нашему собеседнику, политические процессы, происходящие в этот момент с любой страной в регионе, надо рассматривать вместе с предварительными договоренностями сверхдержав. Он считает, что Россия изменила свою проводимую несколько лет назад политику, зависящую от происходящего в данный момент. «Если Россия когда-то иначе относилась к некоторым проблемам, это не значит, что сейчас на ту же проблему она будет смотреть так же», – говори он.
В этой ситуации по поводу позиции Армении политолог говорит: «Когда начинаются новые процессы, каждое государство должно ясно понимать, какова его позиция, какую роль он отводит для себя в этих процессах. Никто не хочет и не может изолироваться. Во время обострений на границе прозвучали заявления, но это были всего лишь заявления, должны были быть решения, чтобы мы смогли уже сказать, что формируется какая-то политическая линия. Я думаю, что кто-то должен уточнить наш политический вектор. Если отношения между Россией и Турцией обострятся, то, естественно, это отразится и на нас. Если Армения в формате политики России, то значит, что то, что касается России, касается и Армении. Сейчас этот жест ОДКБ, сказавший, что вы можете сами ответить противнику, открывает какой-то путь. Посмотрим, что решит наша сторона: ухватимся ли за какую-либо организацию, или предпринимаем какие-то шаги для укрепления системы безопасности. Шагов снова нет, есть всего лишь заявления».
Развивающиеся в нашей стране процессы ставят перед трудным выбором не только нас. Политолог приводит пример Ирана, который не ориентируется – двигаться к Западу, или в сторону России? «Сейчас из-за этой ситуации все пребывают в растерянности», — говорит он. Господин Саркисян отмечает, что сейчас трудно понять, кто с кем сотрудничает, против кого действует. Наилучший вариант, согласно Манвелу Саркисяну, следить за событиями, анализировать и делать выводы: «Евросоюз сделал предложение Армении – заключить договор, сейчас Минская группа предложит встретиться президентам Армении и Азербайджана, надо снова выразить позицию. Новым является также то, что представители ОДКБ встретились с ОБСЕ в связи с Карабахской проблемой. Все это надо постоянно анализировать, чтобы понять, что ожидается», – говорит он.