Ирановед считает, что программы Ирана с Азербайджаном не могут составлять конкуренцию проектам между Ираном и Арменией
В последнее время довольно часто звучат теплые слова относительно армяно-иранских отношений, однако практических шагов не видно. В этом смысле, пожалуй, правы были оппоненты действующей власти. Однако визит первого заместителя президента Исламской Республики Иран Эсхака Джахангири в Армению, сделанные им в Армении заявления, вроде меняют ситуацию. Визит Эсхака Джахангири продемонстрировал политическую и экономическую важность Армении для соседней страны, отношения с которой после провозглашения независимости Армении стали развиваться по нарастающей.
Ирановед Радик Яралян считает объективным то, что до сих пор армяно-иранские отношения сохранялись только на уровне разговоров: экономические санкции против Ирана очень мешали тому, чтобы эта страна развивала свои отношения и со странами региона, и с дальними странами. «Иран был несвободен в банковских операциях, и поэтому Армения не могла планировать и осуществлять с Ираном сделки, которые были проектами стратегического значения», – сказал ирановед в беседе с «Аравот». Речь идет об автомагистрали «Север-Юг», железной дороге Иран-Армения, а также других проектах в сфере энергетики.
Сегодня, на фоне отмены санкцией против Ирана, ситуация иная: есть беспрецедентные возможности для активизации экономической политики. Все это дело времени и ближайшего будущего. «И в этом смысле я высоко ценю визит Эсхака Джахангири в Армению. Это вновь констатировало то, что Армения для Ирана важный игрок в регионе», – сказал наш собеседник, добавив, что по его глубокому убеждению, иначе и быть не могло. С учетом наличия тандема Турция-Азербайджан и ряда геополитических особенностей, Армения для Ирана всегда будет играть особую роль, Иран всегда будет заинтересован в разработке и реализации перспективных программ с Арменией.
Читайте также
Программа строительства третьей высоковольтной линии электропередач, которая в течение некоторого времени сталкивалась с трудностями, в результате визита премьер-министра Армении в Иран и договоренностей, достигнутых в ходе переговоров и приложенных усилий, возобновлен, и мы уверены, что сможем довести строительные работы до конца в короткие сроки», – заявил в Ереване Эсхак Джахангири. Идут разговоры, что строительство третьей линии высоковольтной ЛЭП будет длиться 2 года и завершится в 2017 году.
Пока санкции против Ирана не отменены полностью, ирановед считает, что в вопросе сроков могут быть некоторые коррективы или срок может быть продлен: «Связанные с Ираном процессы геополитического характера пока еще на стадии развития, многое и не зависит от Ирана. После полной отмены санкций надо ожидать, что ирано-армянские программы станут реальностью в очень короткие сроки».
Естественно, в армяно-иранских проектах особую роль играет строительство железной дороги, по которому есть определенные договоренности, а одна из китайских компаний готова профинансировать 60 процентов проекта. «Учитывая обстоятельство, что и Иран, и Россия, которая также является заинтересованной стороной в осуществлении проекта, имеют определенные финансовые проблемы, интерес китайской компании определенным образом меняет ситуацию. Позволяет делать вывод, что это уже не проект, а реальная программа», – сказал ирановед, добавив, что визит Эсхака Джахангири в Армению можно оценить как еще один прогрессивный шаг – с точки зрения осуществления этой программы.
Напомним, что во время ирано-армянской бизнес-конференции в Ереване заместитель президента ИРИ Эсхак Джахангири заявил, что Иран рассматривает Армению как единственного члена ЕАЭС, которая может стать площадкой для экспорта иранских товаров в страны ЕАЭС. Ирановед подчеркнул важность конференции иранских и армянских предпринимателей: «Это элемент перспективных и взаимных инвестиций. В ближайшем будущем можно ожидать значительного роста иранских инвестиций в Армению. Эти вопросы постепенно решаются, и звучавшие в свое время теплые слова относительно армяно-иранских отношений становятся теперь предметными и ощутимыми».
На замечание, что всего лишь на днях Иран подписал с Азербайджаном договор, согласно которому до конца 2016 года предусматривается довести до завершения программу объединения ирано-азербайджанских железных дорог, Радик Яралян ответил: «Может эта программа и станет реальностью, однако она не может соперничать с нашим проектом. По железной дороге Иран-Армения планируется товарооборот несравнимо больших объемов. Согласно некоторым разговорам, речь идет о примерно 18-26 миллионах тонн ежегодно.
Проект, осуществляемый с Азербайджаном, предусматривает загруженность всего лишь в 5 миллионов тонн».