Вчера наконец-таки сформировались штабы сторонников «да» и «нет». Причем, здесь уместно будет использовать множественное число, потому что и сами «за» и «против» различаются между собой, как отличаются те мотивы, по которым граждане скажут да или нет новому проекту Конституции. Таким образом, каждый по-своему организует свою кампанию и найдет свои аргументы, чтобы голосовать «за» или «против».
Но можно с уверенностью сказать, что во время «встреч с народом» выступающие «объектом» этих встреч граждане не будут говорить о Конституции. Эта тема их совершенно не интересует. Разговор будет проходить вокруг недовольств: «У меня нет работы», «Как мне содержать семью на такую зарплату», «Как мне на эту пенсию оплачивать коммунальные услуги», «Мои внуки давно уже в далеких россиях», «Скоро и я брошу тут все и уеду». В ответ на это часть сторонников «да» скажут: «Ну-ка принеси список, сколько ты там должен в магазине и за коммунальные услуги, посмотрим, что сможем сделать». А сторонники «нет» произнесут: «Вот потому мы и говорим – скажите «нет» конституционным реформам, и тогда Серж Саргсян не сумеет воспроизвестись, а вы начнете жить лучше». Но ни один из агитаторов не скажет: «Ну-ка, притормозите, а что вы сами сделали, чтобы не оказаться в таком состоянии?». Никто не посмеет произнести такое.
На очень интересном сайте, посвященном Карабахскому движению, Лиза Чагарян припоминает об одном важном элементе митингов 1988 года: «Помню, после этих (Комитета «Карабах» – A.A.) «уроков» микрофон предоставили одном человеку, подвергшемуся нечеловеческим мучениям в Бакинской тюрьме, и он начал рассказывать, как его подвергали пыткам и унижениям, и на площади Свободы произошло нечто удивительное. По людскому морю пронесся страшный гул недовольства, и вся площадь как один человек начала скандировать – «не рассказывай, не рассказывай, не рассказывай!». У нас действительно имелся огромный запас достоинства, который, естественно, очень помог нам во время Карабахской войны. Но по непонятной для меня до сих пор причине это достойное поведение, и во время войны, и особенно после нее, повсеместно сменилось «самооплакиванием», когда подавляющее большинство рядовых граждан, как только раскрывают рот, сразу начинают рассказывать о своих мытарствах.
Так что, уважаемые партийцы, проповедуйте, что хотите – «да», «нет», «смену режима», «сохранение власти», «Погос, уходи!», «Петрос, приходи!», против «нынешнего преступного режима», против «предыдущего преступного режима» и тому подобное. Но, пожалуйста, не играйте на чувстве жалости и разочарования, не вторьте «страдальческим» историям. Принимая за образец людей 88-го года, говорите – «Не рассказывай!». Принимая за образец Комитет «Карабах» – провозглашайте достоинство.