Заверяют, что согласно Закону РА «О языке» они будут говорить на армянском
В Женеве, в рамках 133-го саммита Межпарламентского союза, председатель НС РА Галуст Саакян заявил, что Армения согласна с предложением России принять русский язык в качестве официального или рабочего языка Межпарламентского союза. Данное согласие некоторые деятели считают опасным и отмечают, что в первую очередь это вопрос национального достоинства. Например, участник инициативы «Против иноязычных школ» Армен Ованнисян выражает обеспокоенность, что по логике после этого во время официальных приемов наши депутаты обязаны говорить в Армении на русском. Это утверждение руководитель Управления по связям с общественностью и средствами информации Аппарата НС РА Арсен Бабаян считает нелогичным и приводит пример ООН: «Разве депутаты НС РА до сих пор были обязаны на заседаниях ООН говорить на русском? И в таком случае, почему только на русском? Может, и на английском, французском или немецком? Ведь и эти языки являются официальными языками в ООН. Следует заметить, что упоминание о языке в нашем официальном релизе касается всего лишь официального и служебного делопроизводства и обеспечения перевода. Русский язык и в Совете Европы давно является рабочим».
«Аравот» попыталась выяснить, какова позиция по этому вопросу у депутатов. Депутат из фракции «Наследие» Теван Погосян в беседе с нами пояснил, что, что это не означает, что на саммите предаются забвению все языки, и русский становится официальным языком, он становится всего лишь одним из других официальных языков, как в ООН, ОБСЕ, ПАСЕ. Согласно Тевану Погосяну, «да» или «нет» Армении на это предложение РФ не должно превращаться в проблему, мы просто должны работать над продвижением армянского языка. Господин Погосян отметил: «Если спросить у действующих властей, они скажут, что РФ наш стратегический партнер, и мы хотим поддержать ее. Но это не устанавливает обязательное использование депутатами РА русского языка в этих структурах. Например, я больше использую английский».
Мы спросили, а не означает ли это, что во время межпарламентских встреч в Армении армянские депутаты будут вынуждены говорить на рабочем языке, скажем, на русском? Господин Погосян заверил, что на территории РА официальным языком является армянский, и согласно нашему закону о языке, мы должны говорить на армянском. Теван Погосян согласен с теми утверждениями, что использование родного языка – это вопрос нашего достоинства.
Читайте также
Депутат из фракции ППА Микаел Мелкумян особых проблем в этом вопросе не видит: «А разве в ОБСЕ, Совете Европы один из пяти рабочих языков не русский? Это не новость». На наше замечание, а не активизируются ли в Армении после этого согласия Галуста Саакяна такие российские деятели, как Киселев, имеющие различные языковые капризы, господин Мелкумян ответил: «Что вы зациклились на Киселеве, какое он имеет к этому отношение? У меня нет никакого беспокойства. Если смотреть на этот вопрос с позиции равноценности, то я не даю русскому языку никаких приоритетов, но и не недооцениваю его. Например, я говорю на французском. Непонятно, почему это так беспокоит людей?».
Микаел Мелкумян все эти проблемы рассматривает в контексте вступления РА в ЕАЭС и отмечает, что все это исходит из политики стратегического партнерства и обеспечения безопасности. По поводу нашего замечания, может ли в контексте этой стратегии в какой-то день скажут, что русский – второй государственный язык, господин Мелкумян поспешил успокоить, что этого не произойдет: «Для этого действуют наши законы, доминантой являются они. Если мы увидим, что что-то противоречит нашей национальной безопасности, мы не сделаем этого. Разве кто-то связывает нас по рукам и ногам?». По словам члена ППА, согласие дал не только Галуст Саакян, а предварительно вопрос уж точно обсуждался в Совете национальной безопасности и МИД. Мелкумян считает, что это созвучно с государственной политикой.
У члена РПА Лерника Алексаняна нет опасений, так как русский будет лишь рабочим языком. «На этом языке легче общаться, чем на других. В межпарламентских связях используется и английский язык, будет использоваться также и русский. Помимо согласия Галуста Саакяна, на практике в странах СНГ общаются на русском, это облегчает межпарламентские связи, в этом нет ничего негативного», – сказал он.
Газета «Аравот»