Отклик оппозиционных политических сил и их представителей на аварию автобуса, выполнявшего рейс «Москва-Ереван», еще раз доказывает, что в Армении следует полностью пересмотреть смысл слова «политика». (И почему только в Армении, во всем мире). Реакция была примерно следующей: в наше время автобусы в аварии не попадали, и пока не сменится режим, аварии будут продолжаться. Нашей политике противопоказаны такие простые человеческие подходы, как горе, сострадание и тактичность.
Если таково отношение к катастрофе, унесшей человеческие жизни, то уж о такой с моральной точки зрения нейтральной проблеме, как конституционная реформа, можно говорить что угодно. Многие, вероятно, согласятся, что нынешняя полупрезидентская система для нынешней Армении является самой оптимальной, и она в ближайшие десятилетия, на мой взгляд, не должна меняться. Но об этом не говорится, потому что не дает повода для пламенных речей. Взамен произносятся странные речи.
Депутат Национального собрания Вардан Осканян, например, выражает обеспокоенность тем, что конституционные изменения угрожают уже ставшей в Армении «хрупкой демократии». Следует полагать, что в его бытность министром иностранных дел демократия не была хрупкой, а очень крепкой, и наивысшей точкой проявления этой крепкой демократии являлось «1 марта». Такова политика, с позиции принятого в Армении мировосприятия: «Мы были хорошими», «Да разве в наше время было так?», «Вот если мы вернемся, все снова будет хорошо». Следует четко осознавать, что все два десятилетия было именно таким образом, и в отношении этого периода ни «бывшие», ни «нынешние» ничем похвалиться не могут.
И поскольку 20 лет все было одинаково, из этого можно сделать простой вывод: политика не должна быть борьбой ради смены имени-фамилии первого или любого другого лица. Это не имеет никакого смысла или значения. А что тогда имеет? Значение имеет только Человек, Личность. Не человек должен подчиниться политике, общественному строю, культуре, а именно они должны подчиняться Человеку. Но это невыгодно национальным и транснациональным «авгурам», потому что тогда они не смогут контролировать «людские массы», не смогут командовать – «эй, шваль, поди сюда, поди туда». Люди привыкли, что кто-то обращается с ними подобным образом. Именно поэтому, в частности, большинство населения Армении сидит в ожидании прихода «доброго царя» – на протяжении столетий людям промывали мозги идеей «спасителя нации».
Читайте также
Когда люди в Армении и во всем мире взбунтуются против подобных идей, это станет началом новой политики. Для такого бунта вовсе не надо рассаживаться или ложиться где-то поперек улицы. Надо просто видеть и любить Человека в любом представителе 7-миллиардного человечества.