Турция после парламентских выборов
Победу Партии справедливости и развития Эрдогана на внеочередных парламентских выборах, состоявшихся 1 ноября, и полученные примерно 50 процентов голосов, директор Института востоковедения, тюрколог Рубен Сафрастян считает победой партии, но поражением Турции. В беседе с «Аравот» он указал, что это поражение касается и внешней, и внутренней политики Турции. «О внешней политике можно сказать, что Турция настолько ввязла в дела Ближнего Востока, что я уже не думаю, что она сможет выбраться», – отмечает тюрколог.
Он считает, что во внешней политике, проводимой Эрдоганом, принципиальных изменений не произойдет и после этих выборов. «По моей оценке, ослабло также и геополитическое значение Турции, так как помимо происходящего в Сирии, сейчас Турция оказалась в другом положении: на ее северных и южных границах размещены российские силы», – указывает господин Сафрастян, отметив, что поздравления президента РФ после выборов и слова о сотрудничестве носили формальный характер, в отношениях между этими двумя странами пока еще сохраняется напряженность.
Наш собеседник не считает формальным опасения Европы по поводу диктаторской политики Эрдогана: «Из реакции европейских политиков и прессы видно, что они очень хорошо понимают, что в Турции углубляется процесс нарушения прав человека. И победа партии Эрдогана означает, что эта политика углубится еще больше, а сам Эрдоган стремится стать президентом с широкими полномочиями, – говорит господин Сафрастян, отметив, что в то же время Европа сейчас находится в зависимости от Турции. – Это связано с тем обстоятельством, что через территорию Турции проникает огромное число беженцев, и Европа заинтересована в сотрудничестве с Турцией, предлагая ей довольно большую помощь».
Читайте также
По словам господина Сафрастяна, Эрдоган стремится в единоличной власти, чтобы «осуществить свои мечты, близкие к бредовым». «Он пытается сравняться с Кемалем Ататюрком. И как Ататюрк создал государство на развалинах Османской империи, так и он задался целью на основе своих призрачных видений построить новую Турцию».
В настоящее время планы Эрдогана, согласно тюркологу, не столь легко осуществимы, поскольку предумышленным созданием в этот период антикурдских настроений и истерии, он обострил ситуацию и сделал ее неуправляемой.
Что касается вопроса Геноцида армян, то, по мнению политолога, он в повестку Турции, как и прежде, внесен не будет: «Для правящих кругов Турции, какую бы партию они ни представляли, действующую или оппозиционную, вопроса Геноцида армян не существует. Они всячески отрицают и делают все, чтобы мир забыл об этом, и предпримут все, чтобы этот вопрос не вошел в политическую повестку Турции», – говорит господин Сафрастян, добавив, что в Турции о Геноциде армян говорит в основном интеллигенция, студенчество, представители некоторых общественных организаций, которые в основном сконцентрированы в крупных городах на западе Турции: «Они считают, что Турция, как государство, может развиваться, только с учетом своей истории, в частности, осудив темные страницы своей истории, а также Геноцид армян. Они говорят не только о Геноциде армян. С другой стороны, надо учесть также и то, что они составляют весьма незначительное число, всего несколько процентов по всей Турции, и в данный момент не могут оказывать влияния на политику Турции».