Вот уже два месяца как группа водолазов, в состав которой вошли Артак Элмасакян, Рафаэл Мкртчян, журналист Общественной телерадиокомпании Анна Мартикян и кандидат биологических наук Иван Габриелян, проводят визуальное исследование дна озера Севан. В беседе с Aravot.am Анна Мартикян рассказала, что Севан представляет большой интерес в плане подводного туризма, в частности, «экстремального дайвинга». Оно среди пресных водоемов является вторым в мире высокогорным озером после Титикаки (Южная Америка). Севан отличается дефицитом кислорода. Согласно нашему собеседнику, он привлекает любителей экстремального дайвинга разных стран, однако многие из них с большим трудом выдерживают высокогорные условия, был даже случай со смертельным исходом. В прошлые годы скончался украинский профессиональный «дайвер».
В беседе с нами Анна Мартикян рассказала, что во время визуальных исследований под руководством водолаза Рафаэла Мкртчяна они, прежде всего, пытались найти на дне озера Севане самый крупный из утонувших когда-то кораблей. Однако периодически возникающие на дне озера сильные течения не позволяют добраться до останков затонувших судов и уносят в неизвестном направлении.
«Мы оказались в интересном месте, которое напоминало древний город. Здесь находились высеченные из камня емкости, в которых в древности, возможно, измельчали зерно в муку или выжимали растительное масло. Нашли нечто, напоминающее саркофаг. Было много наскальных рисунков, каменные блоки, которые, по всей вероятности, были стенами, и обвалились в какое-то время. Мы увидели также тянущиеся вдаль в виде дороги каменные плиты и клинообразные наскальные росписи правильной формы. Мы не знаем, является ли все это творениями рук человеческих, или созданы человеком и природой вместе, все это находится на этапе изучения и нуждается в узкоспециальном исследовании. Место, напоминающее древнее поселение, находится у мыса Арданиш, на участке Шоржи – на глубине 4-10 метров. Кстати, отмечу, что компас на дне Севана работает неправильно, может быть, из-за магнитных аномалий. Нашим главным путеводителем был опыт водолазов.
Мы последовали и за легендами, согласно которым на другом берегу Севана – на участке Бердкунка, внизу построенной примерно 3000-4000 лет назад крепости находилась пещера, ведущая ко дну озера. Вход в эту пещеру в 2001 году обнаружил водолаз Рафаэл Мкртчян. На этот раз мы решили исследовать, куда ведет подводная пещера. Вход был перекрыт огромными каменными глыбами, мы попытались открыть его с помощью взятого с собой ледоруба, но это оказалось невозможно, нужна была более мощная техника. Мы не могли проникнуть в пещеру, однако в геологических слоях, спускающихся перпендикулярно этому участку, нашли кость черепа доисторического животного. Мы откололи кусок кости для изучения, полностью освободить череп из многовековых осадочных отложений, не повредив его, было невозможно.
Мы впервые в Армении совершили и подводные ботанические исследования, собрав 10 видов высших растений и водорослей. Первым из обнаруженных нами видов растительности, который нашел свое место в хранилищах Института ботаники НАН РА под номером 189197, фактически, был первым поднятым со дна озера с 7-метровой глубины. Мы пытаемся изучать нашу страну и в геологическом, и в археологическом, и в историческом, и в биологическом плане».
Наша собеседница, отмечает, что самой большой проблемой, наряду с загрязненностью озера, является критический дефицит запасов рыбы. «За десятки часов, проведенных под водой на разных глубинах и на разных участках озера Севан, мы никогда не встречали крупных рыб. Самая большая, из порой попадающихся мне на глаза, не превышала 10 см. Из-за нарушения экосистемы Севана на дне озера резко увеличилось количество фитопланктонов и зоопланктонов, которые должны были служить кормом для рыб. Фактически, из-за отсутствия рыб дно озера заняли эти мелкие образования, резко сократив видимость на некоторых участках. В некоторых местах видимость была снижена и по другой причине: на дне озера было много брошенных сетей с гниющими останками раков и рыб. Прервав на некоторое время наши исследования, мы всей группой очистили дно озера примерно от 4 километров сетей. Немало на дне Севана было и бытового мусора, были даже автомобильные шины», – с тревогой поделилась Анна Мартикян. Она сказала, что эти исследования, организованные своими силами и на свои финансовые средства, они продолжат и в будущем году.