Правительство РА 6 ноября утвердило соглашение о получении нового кредита, и таким образом прибавило к нашему внешнему долгу еще 300 миллионов долларов. Кредит предоставляет Антикризисный фонд Евразийского экономического сообщества. Члены правительства успокаивают тем, что ничего опасного нет, и мы не достигли критического порога. Заместитель министра финансов Павел Сафарян в парламенте заверил, что государственный долг РА по положению на конец 2016 года предполагается в размере 5 млрд. 565 млн. долларов, из коих 86,6% составит внешний долг. Правительство периодически берет кредиты для различных программ, увеличивая бремя долга на каждого гражданина РА, однако следует отметить, что за счет этих кредитов и программ не регистрируется ни нормальный рост в нашей экономике, ни повышается жизненный уровень жителей Армении.
По положению на 1 января 2010 года, согласно данным Статистической службы, внешний долг Армении составил 2,9 млрд. долларов, в 2011г. – 3,3 млрд. долларов, в 2012г. – 3,6 млрд. долларов, в 2013г. – опять 3,6 млрд долларов, в 2014-м году он немного возрос и достиг 4 миллиардов долларов, а по положению на сентябрь 2015 года – уже 4,7 млрд. долларов. По официальным данным, в течение первой половины 2015 года суммы погашения основной суммы внешних государственных кредитов составили 44,9 миллионов долларов, а погашения по процентам – 22,4 миллионов долларов.
Что даст рядовому жителю Армении самый свежий кредит на сумму 300 миллионов долларов? Правительство вновь обещает, что на кредиты будет осуществлять реформы, одна из которых заключается в повышении эффективности управления государственными финансами. Неужели для эффективного управления государственными финансами надо получать кредиты? В нашей стране эффективное управление государственными финансами в значительной степени зависит от политической воли. Напомним, что во всех докладах Контрольной палаты отмечены неэффективные расходы государственных финансов, в основном по части эффективности расходов кредитных средств. Вряд ли адресаты этих финансов не в курсе об эффективном управлении финансами. Учитывая периодическое повторение той же проблемы, можно предположить, что отсутствует желание проявлять заботливый подход при осуществлении расходов, потому что это государственные деньги.
Экономист, эксперт по государственным закупкам Антикоррупционного центра «Транспаренси интернешнл» Артак Манукян в беседе с «Аравот» заметил: «Всегда следует повышать внутреннюю эффективность, и только потом рассматривать кредиты как последний ресурс. Правительство никогда не повышает внутреннюю эффективность. Например, часто обсуждаемые в последнее время расходы на автомашины для обслуживания государственного аппарата – они не пытаются их оптимизировать, не пытаются также оптимизировать государственные представительские расходы, они составляют значительную цифру. Госбюджетом выделена сумма, и она всегда расходуется полностью».
Читайте также
Экономист сравнивает наш бюджет с дырявым ведром. Манукян говорит, что по большому счету, стоит задача по повышению внутренней эффективности расходов: «Если, например, в бюджете дефицит, или, так сказать, ведро дырявое, то сколько бы ты не лил в него воду, она вытечет. То же самое и с бюджетом: сколько бы кредитов не приносили, деньги утекут. Не говорю уже о том, сколько у нас имеется сфер с коррупционными рисками, скажем, много неэффективных расходов происходит за счет государственных закупок».
Экономист представляет официальные цифры и указывает, какие огромные суммы уходят из госбюджета на обслуживание кредитов: «Расходы на обслуживание внешнего государственного долга РА составили 266 миллионов долларов (191 миллион – погашение, 75 миллионов – оплата по процентам), из коих расходы на обслуживание правительства РА составили 162,7 миллионов долларов (70,5 миллионов – оплата по процентам, 92,2 миллионов – погашение), а Центрального банка – 103,3 миллиона долларов (4,5 миллионов долларов – оплата по процентам, 98,8 миллионов – погашение). В отличие от 2013 года, в 2014 году льготные кредиты сократились на 1,2 %, и сейчас льготные кредиты составляют примерно 63,3 % от общего внешнего долга».
Одним из главных направлений кредитной программы на 300 миллионов долларов является повышение финансовой стабильности энергетической системы, улучшение условий ведения бизнеса, а также предусматривается направить суммы кредита на устранение препятствий при обеспечении более высоких темпов экономического роста. Артак Манукян говорит, что правительство не должно выступать с декларативными заявлениями, как написано в программе кредита, а четко представить общественности, скажем, какое положение у нас царит в настоящее время в какой-то одной конкретной сфере, а спустя 5 лет мы будем иметь качественно новую, положительную картину.
«Для эффективности управления государственными финансами мы периодически получали деньги от Всемирного банка, однако никакого улучшения во внутренней эффективности управления не видно, и проводить сейчас дополнительные финансовые вливания в том же направлении – роскошь. Кредиты должны иметь более серьезную цель, скажем, создание производства с новейшими технологиями. Открытие рабочих мест. А что мы видим, открывают новый объект, срезают ленточки, спустя некоторое время этот бизнес закрывается», – говорит экономист.
Что касается устранения препятствий в деле обеспечения более высоких темпов экономического роста, предусмотренного программой кредитования, то Манукян замечает: «Экономический рост обеспечивается игорными домами, горнорудной промышленностью и сельским хозяйством. О каких препятствиях тут идет речь? То есть, как они могут повлиять на погодные условия для устранения препятствий при обеспечении роста сельского хозяйства? Или, скажем, в горнорудной промышленности – цены на медь на международном рынке снизились, как они намерены устранять эти препятствия?»