Что предлагают «слоулайферы»
Когда революционера Жоржа Жака Дантона арестовали его друзья-революционеры и приговорили к казни, он начал углубленно изучать латынь. «Неужели сейчас время для этого?», – с удивлением спросил один тюремных надзирателей. «Другого времени для этого у меня не будет», – таков был ответ Дантона. Дантону больше некуда было спешить, но мы, будучи не в курсе, когда распростимся с этой жизнью, постоянно торопимся. Причем, спешим не только в работе, но и во время отдыха.
Когда молодые люди заходят, скажем, в кафе, их основная задача сделать как можно больше фотографий и как можно скорее «забросить их в фейсбук». Когда туристы едут в другую страну, их первая цель – как можно быстрее выскочить из автобуса, сфотографироваться рядом с очередной достопримечательностью, затем также бегом вернуться в автобус и поспешить к новой достопримечательности. Когда тот же турист отправляется в Лувр или Эрмитаж, он за два часа проходит примерно 10 залов, после чего выходит из музея якобы «преисполненный впечатлениями».
Но люди идут в кафе, чтобы общаться друг с другом, смотреть друг другу в глаза, чувствовать взаимное тепло. Возможно ли такое, если 40 раз делать «селфи»? Что мы можем понять в том или ином монастыре или в храме, если простоим возле них всего 3 минуты? Можем ли мы составить впечатление о какой-либо картине, пробегая по залам? Может, стоит сходить в музей, чтобы увидеть всего лишь одно полотно? Примеры отдыха, досуга более яркие, но эти наблюдения касаются всей нашей жизни. Мы ставим перед собой какие-то цели (предположим, это зарабатывание денег), торопимся осуществить их, и не получаем никакого удовольствия в процессе их реализации. И получается, что даже достигнув нашей цели, мы ничего, кроме опустошенности, не чувствуем. Мы едим, чтобы насытиться, не так ли? Но во время еды не особо думаем о том, была ли еда сладкой, горькой, это были фрукты или овощи? Пережевывая ее, мы думаем о наших повседневных заботах и автоматически торопимся проглотить все это. Кстати, таким способом чувство насыщения приходит позже.
Читайте также
С конца 1980-х на Западе возникло движение, которое называется Slow Life – медленная жизнь. Все начинается именно с еды. В 1986 году в Риме организовывались митинги против объектов «быстрого питания», и сторонники этого движения Фаст-фуду противопоставляли Слоу-фуд. Речь идет об экологически чистой, многообразной, соответствующей данным климатическим условиям, как бы мы сказали, домашней еде.
В течение лет движение «слоулайфов» вобрало в себя самые разные сферы жизни – работу, искусство, туризм. В случае с последним строятся специальные «медленные» гостиницы». Там все готовится из местных и естественных продуктов, гости ходят только босиком, и в каждой гостинице имеется небольшая обсерватория.
«Медленно жить» не значит лежать весь день на диване и не выполнять ежедневных обязанностей. Речь совершенно о другом: когда мы что-то делаем, надо сконцентрироваться на этом деле и получить от процесса максимальное удовольствие, а не думать о других многочисленных делах и заботах. А вне работы, во время еды, думать о той еде, которая лежит в вашей тарелке, во время ходьбы – сконцентрироваться на ходьбе. Во время чтения читать медленно. Проглатывая текст, наш мозг не развивается. (Вот почему предпочтительней читать книги, а не тексты в интернете, по которым мы просто пробегаем взглядом). Слушая серьезную музыку, не надо «витать» мыслями вокруг тем завтрашнего совещания. В конце концов, в течение дня нужны минуты, когда мы ни о чем не думаем: когда «разгружаешь» голову от всего, после чего в нее можно будет «вместить» еще больше. Как это сделать – пусть каждый сам решит для себя.
Ну, все, на этом завершаю свою статью. У меня полно других дел.
Газета «Аравот»