Разглядывал старые фотографии. Парламент 1990 года. Увядшие коммунистические лица (независимо от возраста) и молодые, в основном академические, пришедшие из научной среды оригинальные, самостоятельно думающие люди. Такие лица можно было встретить не только в парламенте, но и в разных государственных учреждениях. Они говорили на совершенно ином, ранее не знакомом лексиконе, в их выступлениях не было трафаретных выражений. Мысль была острой и как принято сейчас называть, «креативной».
И «вдруг», спустя пять лет, в 1995-м, доминирующим стал тот же унылый, безликий «партхозактив», без самостоятельных мыслей, с изношенными и не выражающими смысла формулировками. Такими стали также и те, кто пять лет назад был интересен и оригинален. Они стали неповоротливыми и напыщенными, приобрели все основные черты советской бюрократии. Этот «партхозактив» сохранялся все два десятилетия.
Не хочу углубляться в вопрос, что же произошло за те пять лет. Те, кто тогда находились во власти, в основном говорили, что ничего не случилось, какими они были, такими и остались, и те, кто утверждают, что кое-что все же «произошло», они «фальсификаторы истории». Но это отдельная тема.
Меня сейчас волнует другой вопрос: почему все это напоминает мне «советы»? И напоминает только мне, или есть еще люди, кто так считает? Почему АОД (1995-1998 годов) и РПА (с 1998 по сегодня) так похожи на КПСС? Почему молодые члены РПА напоминают мне комсомольцев? Почему большая часть депутатов свой безликостью и, да позволено будет сказать, «апатичностью» так похожи на коммунистических функционеров? Кстати, «правители» стран СНГ (в том числе и «переживших революции» «проевропейских» Грузии и Украины) также своими движениями и речами напоминают «те» времена.
Читайте также
Может быть, причина в том, что об упомянутом времени население Армении и других аналогичных стран вспоминает с ностальгией? Может, депутаты и чиновники должны быть тупыми и серыми «по определению»? Может, они умеют говорить только на имеющем бедный и ограниченный лексикон «новоязе»?
Но если, скажем, в 1990 году люди не были тупыми, их лексика была богатой, а мозги не заплывшими жиром, значит, это не «закон природы», значит, может случиться, что когда-нибудь у нас появятся другие депутаты и чиновники. Или «партхозактив» останется навечно?