Закон РА «О защите личных данных устанавливает: «Обработка личных данных считается законной, если они обрабатывались при соблюдении требований закона, и субъект данных дал на это свое согласие». На проходящем в Агверане семинаре-обсуждении «Укрепление совета в деле внесудебного решения информационных споров», организованной Центром свободы информации при содействии посольства США, журналисты выразили обеспокоенность, что это положение содержит ограничения в работе средств информации. Начальник Агентства по защите личных данных аппарата Министерства юстиции Шушан Дойдоян уточнила: «В вопросе сбора и обработки личных данных для СМИ имеются исключения. Имеющиеся ограничения исходят не из закона, а конвенции».
В ходе обсуждения было отмечено также то обстоятельство, что хотя и говорится о сохранении тайны личных данных, однако этому противоречит то, что нас везде фотографируют. Напомним, что по этому поводу тревогу выразил депутат из фракции АНК Грант Багратян: «Весь день фотографируют. Пока я от дома добираюсь сюда, меня снимают 18 камер. Если все их съемки приплюсовать, то получится, что вся моя жизнь на экране. Уже в здании установили и со стороны двора. То есть, вы что, думаете, они так беспокоятся о нашем здоровье, чтобы вдруг мы не совершили ошибочный шаг, не знаю, не пошли налево, чтобы что-то не сделали, все фотографирует, и что делать?».
Заместитель директора адвокатской конторы «Арни Консалт» Араик Казарян по этому поводу ответил: «Вопрос Гранта Багратяна декларативный. Видеосъемки приняты во всем мире: например, въезд всех машин в Лондон и их выезд контролируется видеокамерами, это исходит из необходимости». Шушан Дойдоян добавила: «Вопрос, в каком диапазоне проводится эта видеосъемка. Например, ставится ли цель, чтобы фиксировалась вся улица для обеспечения безопасности твоего магазина?».
Руководитель правозащитной общественной организации «Верховенство права» Артак Зейналян заметил, что подобные решения должны быть востребованы обществом, в противном случае это противоправно. Например, нет такого акта о том, как принималось решение установить видеокамеры на данном километре трассы Ереван-Севан. Или в каком порядке хранится эта информация, и уничтожается ли она? Ни один из этих вопросов не определен законом. Следовательно, все процедуры, осуществляемые видеокамерами, лишены законности».
Читайте также
Предметом для беспокойства стал и тот вопрос, не угрожает ли тайне личных данных то, что, например, на сайте elections.am размещены данные о гражданах: адрес, телефонный номер. Вызывает беспокойство и то, что в супермаркетах берут копии документов людей. На каком законном основании это делается, с какой целью используются, или есть необходимость в сборе такой информации?
Эксперт по средствам информации Самвел Мартиросян по этому поводу сказал: «Сегодня есть новые программные обновления для андроидов, можно пометить фото данного человека и сразу найти среди других фотографий. Проблема не в сборе документов супермаркетами, а в государственном и частном секторах. Например, видеокамеры, установленные «Паркинг Сити» везде снимается движение пешеходов». Он привел в пример тот скандал, когда взломали фейсбуковскую страницу и человек, оказавшийся в центре этого скандала, во время пресс-конференции представил видеоматериал, как пешеход вошел в кафе, но никто не спросил, откуда этот видеоматериал? Самвел Мартиросян сделал вывод, что, фактически, с помощью видеокамер можно осуществлять разведывательные действия по просьбе даже отдельного лица.