Я, естественно, против паранойи и видеть повсюду иностранных «шпионов». Если кто-то честно и открыто выражает свою точку зрения, то называть его «американским шпионом», «агентом российского КГБ» или «пятой колонной», говорит именно об этом – нездоровой психике. То же самое относится и к тому, когда какого-либо политического или общественного деятеля причисляют к «внутренним туркам».
С другой стороны, понятно, что наша страна имеет внешних противников, а также враждебно настроенные к нашему государству круги в дружественных или «нейтральных» странах, которые пытались и будут пытаться теми или иными способами нанести нам вред. Мы и по сей день не знаем, кто и откуда организовал «27 октября», хотя никто вроде бы и не сомневается, что заказчики внешние. Мы не знаем также, почему «эпосовед» приказал работавшим в его доме «кафельщикам» стрелять в кандидата в президенты Паруйра Айрикяна. И здесь, я думаю, «хвосты» надо искать за пределами Армении.
Учитывая все это, я считаю, что особенно в случае с общереспубликанскими мероприятиями (каковым, безусловно, является референдум) бдительность должны проявлять не только наши правоохранители, но и граждане. Как была бдительна работница магазина в Карвачаре, которая обратила внимание на произношение делавшего покупки в ее магазине человека. Именно она и позвонила в полицию, и благодаря также и ей был обнаружен азербайджанский диверсант.
Но сделать это было сравнительно легче, а могут быть диверсии, исполнителями которых окажутся армяне и граждане Армении. И это может иметь, так сказать, «политический» подтекст. Слово «политический» я заключаю в кавычки, потому что четко разделяю политическую борьбу между властью и оппозицией и безопасность граждан, государства. В данном случае имеющие разную политическую позицию деятели и правоохранительные органы должны, вероятно, действовать совместно.
Читайте также
Уже 25 лет я слышу разговоры о том, что надо «как следует измордовать» или «пристрелить» (в некоторой мере почувствовал «практическое применение» этих разговоров и на себе): мне кажется, истинные политические и общественные деятели не должны «давать тон» подобным разговорам, не должны искать этому оправданий («а что еще делать бедному народу»). Потому что именно это создает благоприятную почву для находящихся за пределами Армении тех сил, которых не интересуют ни народ, ни власть, ни оппозиция. Их задача совершенно иная. И, кстати, совсем не обязательно, чтобы их мишенью был представитель власти: покушение на Айрикяна тому свидетельство.
Не знаю, замечают ли это живущие своими повседневными заботами жители Армении, но ситуация вокруг Армении обострилась. Было бы прекрасно, конечно, чтобы это напряжение разрядилось как можно скорее, однако такой тенденции пока еще вроде не видно. Эта ситуация, мне кажется, требует особых подходов от властей, оппозиции, правоохранителей и всех граждан.