Основной «контингент» митингов за 25 лет не изменился. В основном это пожилые люди, которые пойдут на любой митинг оппозиции, в том числе Аркадия Вартаняна и Тиграна Карапетыча. Они готовы клясть и «хоронить» любого действующего президента, может впоследствии и премьер-министра.
Порой на митингах появляются и молодые. Так было и в начале этого года, когда люди приходили на митинги «Тройки», однако по сути – «Процветающей Армении». Но здесь играло роль то, что в свое время предрешало исход также и выборов – деньги и административный ресурс. В противном случае, когда тогдашний лидер ППА был объявлен «злом», то из 10 тысяч митинговавших хотя бы 2-3 человека отправились бы к резиденции президента и спросили – это почему наш лидер зло? Большей частью участников митингов против накопительных пенсий и подорожания электричества была молодежь, но и здесь, говорят, присутствовал некоторый «административный ресурс».
Я ничего не имею против пожилых людей, наоборот, отношусь к ним с большим сыновним почтением, в конце концов, всех нас ждет это. Речь о другом. Если я на площади вижу людей определенной социальной группы, то неизбежно я буду выстраивать свою речь и излагать мысли так, чтобы они были им понятны и мне аплодировали. На площади Свободы 1988-го года собирались люди с определенным образовательным, интеллектуальным и материальным цензом. Понятно, что члены комитета «Карабах» говорили с этими людьми на близком по духу языке. Проблема, следовательно, не только в количестве, но и качестве.
Сегодня оппозиционные политики вынуждены говорить на уровне «Серж одержим бесом» по той простой причине, что им более доступна именно эта аудитория. Более продвинутые люди политически пассивны, и чтобы вывести их из дома, нужны более весомые аргументы, «административные рычаги» не в счет. И потом, за эти 25 лет их число значительно сократилось: они эмигрировали вместе с остальными социальными группами.
Читайте также
Помните, в свое время была партия, девизом которой было «сформируем средний класс»? Хорошая идея, именно этот класс является и гарантом стабильности страны, и движущей силой рациональных, продуманных перемен. Но в Армении «высшая прослойка» забирает все себе, и таким образом остается «низший класс». Со всеми вытекающими из этого политическими последствиями.