Я часто хожу по улицам Еревана и как минимум раз в день сажусь в метро. Вижу множество лиц – веселых, грустных, безразличных, сосредоточенных и так далее. Но все они – лица нормальных людей. Раз в 4-5 лет, как и в этот, «внеочередной» раз, я на отснятых коллегами кадрах вижу лица дворового хулиганья, того хулиганья, которое вот уже 20 лет власть использует во время мероприятий, называемых «выборы» и «референдум». При других обстоятельствах мне этот «контингент» не встречается, вероятно, они пешком не ходят, и метро не пользуются.
Основная функция «парней, решающих вопросы в своем квартале» – запугивать тех людей, которые пришли на участки, чтобы проследить за законным ходом выборов. Когда те, которые, как правило, являются воспитанной молодежью, из хороших семей, верящими в определенные идеи, пытаются пресечь какое-либо беззаконие (вброс, приписки и так далее), эта «неотесанная братва» начинает угрожать, толкаться и бить. Делают они это, естественно, в сотрудничестве с председателем участковой комиссии и полицейскими.
Все это, конечно, оскорбительно. И люди после каждых выборов, референдумов, начиная с 1995 года, чувствуют себя оскобленными (не знаю, правильное ли я использую слово?). Предполагаю, что причиной эмиграции является также и это, а не только материальные проблемы. Конечно, в России и в других местах, возможно, их тоже будут оскорблять, но понятно, что в своей стране от этого бывает еще больнее. Прежде всего, люди обижены на власть, и это естественно. В какой-то мере приемлемо, что люди несколько в обиде и на оппозицию, планы которой часто туманны.
Но совершенно неприемлемо, когда люди обижаются на народ. «Разве не это твой народ?», – с пренебрежением спрашивают они, указывая на вышеописанных «зомби». Нет, уж точно «не это». И не те, кто боится этого сброда или берет у них предвыборные взятки. Все они, конечно, армяне, но народ образ собирательный, и отождествлять наш народ только с какой-то одной из этих групп, мне кажется, большая ошибка. А большую часть народа, я уверен, составляют порядочные, нормальные люди. Но они не могут самоорганизоваться, когда вышеупомянутое тараканье вылезает из своих темных углов.
Читайте также
Рассказывают, что когда в 1987 году в Нагорно-Карабахской автономной области собирали подписи в пользу присоединения к Армении, многие боялись ставить свои подписи. Спустя несколько лет эти же люди воевали как львы.