Если после референдума по Конституции у части оппозиции еще остались иллюзии, что формами борьбы, применяемыми на протяжении 23 лет, в Армении можно добиться смены власти, значит, эти люди еще не созрели. В 2015 году произносить те же слова, которые использовал, скажем, Национально-демократический союз, это то же самое, как если бы я продолжал издавать газету линотипным способом. Да, власти надо добиваться только посредством выборов, но если это голосование, которое основано только на протесте, гневе, ненависти, тогда оно приведет к тем же результатам, к которым приводило, начиная с 1995 года. Перечисление с пеной у рта имен представителей власти и их приближенных (кстати, это было летом 1994-года, когда впервые Ашот Манучарян сказал «Грзо»), зароняя ненависть у собравшихся к родственнику тогдашнего министра внутренних дел, это, безусловно, повышает градус общества, но не способствует организации общества.
Оппозиции всегда казалось, что устраивая шумиху на площади Свободы и в центре Еревана, первый, второй и третий президенты испугаются и подадут в отставку. Они были уверены и некоторые, наверное, уверены до сих пор, что обеспечив «критическую массу» после очередных сфальсифицированных выборов (референдума), какая-либо государственная инстанция пересмотрит результаты этих выборов. Заявляя перед каждыми выборами, что «на этот раз властям не удастся изнасиловать волю народа», они затем убеждаются, что очень даже хорошо «удается». Причем, те, кто пару раз уже «насиловали» сами, жалуются на своих «насильничающих» преемников. И «заколдованный круг» совершает свой очередной оборот.
Все это не давало результата, и нет смысла упорствовать, что когда-либо даст. Потому что очевидно, что с одной стороны стоит организованная команда (со всеми ее негативными признаками), с другой стороны – переполненная отчаянной ненавистью масса, у которой слишком много «харизматических лидеров», и именно по этой причине каждый из них «погоняет вперед своего ишака».
Я не знаю, сработают ли предложения Никола Пашиняна, Эдмона Марукяна или других «альтернативных оппозиционеров», но, вероятно, имеет смысл несколько «охладеть» к оппозиционерам «традиционного», «НДС-овского типа», временно отказаться от «внутриоппозиционной» конкуренции и прислушаться и друг к другу, и к вышеупомянутым деятелям. Может быть, и удастся, во-первых, найти ту идею и программу, вокруг которой сплотится большая часть общества, и во-вторых, найти те организационные формы, которые могут быть противопоставлены организованности власти. Для этого осталось всего несколько месяцев – до мая следующего года, когда, по сути, начнутся предвыборные парламентские гонки.
Читайте также
В противном случае после выборов 2017 года будет та же картина, что и сейчас.