Лента новостей
Новости дня

ЦБ более конфиденциальная структура, чем минобороны?

12 декабря,2015 12:58

Центральный банк РА похож на суверенную структуру, и, несмотря на то, что время от времени касательно определенных расходов в Национальном собрании представляют отчет, самая важная часть расходов для общественности недоступна, а значит неконтролируема. Газета «Аравот» попыталась выяснить, какие закупки делает Центральный банк, что именно покупает и сколько денег тратит на приобретение товаров через госзакупки, но тщетно. Если все контракты и документы о потраченных деньгах в государственных структурах нашей страны публикуются, то Центральный банк никогда такой информации не публикует.

«Аравот» отправил в ЦБ запрос, попросив проинформировать, почему нет публичных отчетов о закупках ЦБ, а если есть, то где именно. В ответ на наш запрос из ЦБ заверили: «Согласно закону РА «О закупках» отчет о закупках, осуществляемых за счет бюджетных средств и предполагающих определенные обязательства для государства, представляется уполномоченному органу – министерству финансов РА, которое в свою очередь публикует отчет о государственных закупках. Считаем необходимым отметить, что согласно законодательству министерство финансов РА, в случае Центрального банка Армении министерство финансов не является уполномоченным органом, а закупки ЦБ РА, не являются осуществляемыми за счет бюджетных средств и предполагающими определенные обязательства для государства». То есть, закупки, осуществляемые  для нужд ЦБ, для государства не являются обязательством, и они не осуществляются за счет государственного бюджета.

Понятно, что эти расходы глава ЦБ делает  не за свой собственный счет. Центральный банк, если можно так выразиться, является структурой, создающей деньги, имеет доход, который образуется в результате определенных сделок. Одной из сделок, например, является предоставление кредитов коммерческим банкам, приобретение ценных бумаг, их продажа по высокой цене и так далее. Но деньги, которые ЦБ вкладывает в дело и получает прибыль, являются также и государственными средствами, так как ЦБ создан государством и каждый год из госбюджета перечисляются деньги. А это значит, что ЦБ должен работать более прозрачно, представлять отчет, сколько денег было потрачено на туалетную бумагу, на ручки и так далее. Эта прозрачность нужна общественности, чтобы она была уверена: ЦБ, по примеру министерства  финансов, не покупает мыльницы за 40 тысяч драмов.

Эксперт по закупкам антикоррупционного центра «Трансперенси интернешнл», экономист Артак Манукян в беседе с нами отметил, что закупки Центрального банка неконтролируемы, а в этом случае коррупционные риски очень высоки. В качестве примера Манукян привел учебный центр ЦБ, который находится в Дилижане, и для строительства которого, по словам экономиста, было потрачено порядка 150 млн долларов. О закупках, сделанных для этого строительства так мало информации, что можно предположить все, что угодно. По словам Манукяна, невозможно даже проконтролировать, у кого ЦБ покупал, кому заказывал: «То есть, по этой части отчетности нет вообще, контракты для общественности недоступны. Если учесть ситуацию, которая существует в нашей стране по части коррупции, то имеется большой коррупционный риск, мы все знаем, что в нашей стране имеет место системная коррупция».

Артак Мнукян отмечает, что если ЦБ делает закупки за счет «сгенерированных» денег, то, по большому счету, эта структура должна предельно открыто представлять свои расходы: «Потому что одно направление расходов влияет на другое. Например, государство может не давать бонусы к их заработной плате, или, скажем, могут сэкономить за счет закупок и эффективно расходовать эти деньги, потратить на зарплаты или вернуть в бюджет в виде более высокой прибыли. В конце концов, мы должны видеть, насколько эффективны расходы ЦБ и влияет ли это на сумму, выплаченную в государственный бюджет за счет их прибыли. То есть, возможно, в случае эффективности этих расходов, денег, выплачиваемых в госбюджет, будет больше».

Что касается разъяснений ЦБ на счет закона «О закупках», то Манукян отмечает: «По части операционных расходов закон, конечно, на них не распространяется, но в остальных случаях распространяется. ЦБ не придает значения прозрачности, что в случае этой структуры крайне странно, так как банковская система очень чувствительна, она может иметь влияние на экономику в целом. Прозрачность имеет важное значение в случае финансово-банковских институтов».

По словам Манукяна, была предпринята попытка изучить и сделать общедоступной отчеты о закупках ЦБ, но из ЦБ заявили, что это коммерческая тайна: «Мы думаем, что это не так. Понятно, что есть закупки, например, министерство обороны, может делать закупки и по закону держать информацию об этом в тайне. Но если конфиденциальной информации нет, минобороны публикует контракты. Получается, что ЦБ — более конфиденциальная структура, чем министерство обороны».

46 статья закона «О закупках» определяет состав совета по опротестованию закупок, в котором, обязательно должен быть представитель ЦБ. Но после принятия закона, начиная с 2011 года, по словам Манукяна, в совете по опротестованию не было представителя ЦБ: «В наших отчетах мы представляем эту проблему, проинформировали об этом министерство финансов, но они сохраняют молчание, или же они просто не могут требованием закона обязать ЦБ присутствовать в совете».

Нелли Бабаян

P.S.  Газета «Аравот» отправила запрос в ЦБ, попросив предоставить информацию о расходах на командировки, служебные машины, премии. Что ответили из ЦБ, «Аравот»  сообщит в одном из ближайших номеров газеты.

Газета «Аравот»

 

 

 

 

 

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать