Политолог Тигран Абрамян о растущей напряженности на границе
– Еще несколько месяцев назад в интервью «Аравот» Вы сказали, что, учитывая сложившиеся реалии, недалек тот день, когда Азербайджан на передовой линии применит танки. К сожалению, сегодня этот прогноз стал реальностью. По Вашему мнению, как далеко может пойти наш сосед, чего еще можно от него ожидать?
– Учитывая то обстоятельство, что участвующее в переговорном процессе заинтересованные стороны и международные структуры особо не отреагировали или выступили с комментариями общего характера, надо быть готовыми к тому, что Азербайджан продолжит расширять арсенал, применяемый против Армении и Арцаха. Азербайджан попытается с определенной частотой будет увеличивать давление на передовой, придавая дополнительную напряженность и без того нестабильной ситуации. Заметные в настоящее время тенденции показывают, что Азербайджан, во всяком случае, останавливаться не намерен. Не исключено, что в ближайшие месяцы на передовой будут применены новые, более опасные виды вооружения.
– Определенные круги эту эскалацию обуславливают возможной в ближайшее время встречей президентов двух стран, а некоторые – обострением турецко-российских отношений. По Вашему мнению, какой из этих факторов доминирует?
Читайте также
– Думаю, доминирует жесткая и с становящаяся все более максималистской позиция Азербайджана в переговорном процессе и та военно-политическая линия, которую продвигает руководство Азербайджана. Безусловно, эскалация напряженности накануне важных встреч стала какой-то традицией для Азербайджана, однако провокации Азербайджана носят более глубокий характер.
– В то время как Минская группа продолжает свой «обет молчания», а представители Госдепа США, будучи не в курсе о реальном положении дел, обращаются с призывами и осуждениями, министерство обороны Азербайджана цинично продолжает обвинять в создании напряженности на границе армянскую сторону. Примечательно, однако, то, что министерство обороны Азербайджана, коснувшись использования накануне на передовой танка, заявило, что несколько раз предупреждало о том, что если с армянской стороны будет нарушен режим прекращения огня, их армия, в соответствии с создавшейся ситуацией, откроет ответный огонь из более мощных видов оружия и уничтожит огневые точки противника. Разве это не признательное показание? Можно ли его каким-то образом использовать?
– Азербайджан обнаглел настолько, что не только открыто заявляет о проводимых провокациях, но и, осуществив их, гордо говорит о них. Было время, когда Азербайджан постоянно опровергал нарушения режима прекращения огня на передовой с его стороны, однако сегодня он похоже и не думает «прятаться». Армении и Арцаху не остается ничего другого, как нанести жесткие превентивные удары. Надо отметить, что основной фактор, сдерживающий Азербайджан – это армянская армия. Солдаты, стоящие на границе, полностью выполняют свою задачу, и в данный момент это самое главное.
– Сопредседатели, как известно, готовят встречу президентов Армении и Азербайджана. Ожидается, что она состоится до конца года. Учитывая горький опыт прошлых встреч, их абсолютно не впечатляющие результаты и продолжающуюся жесткую позицию Азербайджана, есть ли смысл продолжать их имитацию, или, мы пытаемся вести переговоры и найти мирное решение, когда на границах почти ежедневно гибнут солдаты?
– В любом случае переговоры лучше, чем война, и надо использовать все усилия для мирного урегулирования проблемы. Встречи на самом высоком уровне – президентов – могут определенным образом, хотя бы временно, разрядить ситуацию на передовой. «Принудительный привод» Азербайджана к столу переговоров – это то минимальное, что можно сделать для проведения переговоров в исключительно мирном русле.
Газета «Аравот»