По мнению правозащитников, заявления Полиции РА о проведении расследования в связи с зарегистрированными во время референдума нарушениями в основном результат заявлений западных структур, в частности, довольно жесткого выступления посольства США. Руководитель Ванадзорского офиса ХГА Артур Сакунц в беседе с Aravot.am заверил, что даже эффективное расследование уголовных дел по отдельным эпизодам не может иметь существенного значения с точки зрения раскрытия целостной картины нарушений. Он утверждает, что «имело место организованное вбрасывание – более 60-70-процентов списков участвовавших в голосовании»: «Я утверждаю, что это так, они должны это проверить, чем и будет раскрыт организованный характер нарушений».
Артур Сакунц сообщил, что на следующий после референдума день они отправили уведомление в Генеральную прокуратуру, но ответа пока нет. По этому поводу он сказал: «Пусть проверят и опровергнут, а если не проверяют, значит, что хотят замять преступление. Вбросы – конкретно измеримые единицы, если в голосовании участвовало, предположим, 1.300.000 человек, а имело место 300.000 вбрасываний, значит, это повлияло на картину голосования. Я объявил, что готов сесть за ложный оговор, если проверят и выяснится, что это не так».
Коснувшись заявлений по поводу «оказанной медвежьей услуги», господин Сакунц сказал: «Организованный характер фальсификаций не должно быть преобразован в формулировку, как оказание медвежьей услуги отдельными лицами. Я настаиваю, что вбросы носили организованный характер, пусть проверят и опровергнут, что такого не было».
Читайте также
Член Конституционного суда РА, бывший судья ЕСПЧ Альвина Гюлумян воздержалась от каких-либо комментариев относительно проведения референдума и обосновала свой отказ так: «Я судья КС, и вполне возможно, что это станет предметом обсуждений в Конституционном суде, и если я сегодня выскажу мнение, то завтра не буду иметь права быть вовлеченной по этому делу».
По мнению председателя Хельсинкского комитета Армении Аветика Ишханяна, может быть, формально несколько человек и накажут, чтобы показать международным структурам, что работают. Однако, согласно ему, если бы на самом деле проводилось серьезное расследование, а не просто выполнялось указание, и правоохранители действительно расследовали дело, то референдум надо было бы признать недействительным».
Мы спросили, под «медвежьей услугой» у нас формируется новая политическая культура, в плане перекладывания ответственности с тех, кто на самом деле несет ответственность за фальсификации, на что господин Ишханян ответил: «Не люблю это слово. Но слышал его еще во время выборов 1998 года. Сейчас это высказывание все повторяют друг за другом с серьезным выражением лица. По этому поводу я вспоминаю известный фильм о Мюнхаузене, где он говорит, что все глупости делаются именно с умным выражением лица. Просто грустно смотреть на этих людей с серьезными выражениями лиц. В действительности «медведи» больше работали по их указке и на тех участках, где наблюдателей не было, и они остались невредимыми. А те «медведи», которых случайно подловили, на них и будет возложена вина. Но пусть не беспокоятся, наказание будет формальным».