Первые четыре дня торгов в новом году зафиксировали такой обвал фондового рынка США, какого не наблюдалось за аналогичный период в последние 119 лет, сообщает CNN со ссылкой на компанию FactSet Research Systems. Об этом говорится в статье Голоса Америки с комментариями экспертов под заголовком «Глобальный кризис: призрак или реальная перспектива?».
Индекс Dow Jones (основной показателем деловой активности в США) за этот отрезок времени потерял 911 пунктов или 5%. Худший показатель отмечен лишь в разгар Великой депрессии – в 1932-ом году. Одновременно произошло падение китайского рынка и очередное удешевление юаня, что, в свою очередь, привело к спаду на европейских площадках. В этой связи миллиардер и финансист Джордж Сорос заявил, что ситуация в экономике напоминает ему 2008-ый год, когда грянул глобальный кризис.
Впрочем, далеко не все западные эксперты согласны с такой оценкой. Иной точки зрения придерживаются и опрошенные Русской службой «Голоса Америки» российские эксперты. Так, по мнению заместителя директора Института США и Канады РАН профессора Виктора Супяна, явных предпосылок к этому нет.
«Таких, например, какие были в 2008-ом году: ипотечный кризис в США и высокие цены на нефть, что повышало издержки производства, — уточнил он. – Сейчас скорее происходят структурные колебания. И совершенно не очевидно, что они непременно приведут к глобальному падению экономики».
Читайте также
Вместе с тем Виктор Супян отметил, что есть факторы, которые сильно и отрицательно влияют на общее положение дел, и в частности, на нефтяной рынок.
«Но при всей своей важности этот рынок все-таки достаточно локальный и, в принципе, управляемый, – добавил он. – Если бы та же Саудовская Аравия заняла более конструктивную позицию и снизила производство нефти, такого катастрофического падения цен, возможно, и не было бы. Хотя тут есть и другие негативные моменты, связанные, в том числе, и со снижением темпов роста китайской экономики, в основе чего лежат действительно глубокие структурные проблемы».
Напомним, 7-го января стоимость фьючерсов на нефть марки Brent рухнула ниже $33 за баррель.
По оценке профессора, российская экономика на общем фоне выглядит уязвимее экономик многих других стран.
«Потому что она менее диверсифицирована, – пояснил он. – Наши бюджетные доходы в значительной степени зависят от цен на нефть. Поэтому, конечно, волатильность нефтяного рынка очень сильно сказывается на экономике страны.
В свою очередь, старший научный сотрудник Институт экономической политики имени Т.Е. Гайдара Сергей Жаворонков полагает, что кризис угрожает только воюющим странам.
«Таким, например, как Россия и Украина, – считает он. – Также кризис угрожает тем странам, где высокая доля нефтегазовых доходов в структуре бюджета».
При этом Сергей Жаворонков подчеркнул, что по итогам 2015-го года в большинстве ведущих стран мира, включая США и Японию, наблюдался экономический рост.
«Соответственно, менялись и прогнозы специалистов, – продолжил он. – Скажем, в МВФ предсказывают, что экономический рост в США продолжится. К тому же для многих европейских стран низкие цены на нефть – это хорошо. Они экономят на этом».
Сергей Жаворонков уверен, что российская экономика находится в заведомо проигрышном положении по целому ряду причин.
«Во-первых, бюджет страны не сбалансирован, – констатировал он. – А даже при цене 50 долларов за баррель через полтора года у нас все равно кончались деньги в Резервном фонде, и мы в любом случае не смогли бы одновременно поддерживать нынешний уровень военных и социальных расходов. Просто при низких ценах на нефть резервы иссякнут гораздо быстрее».
К тому же в России по сравнению с другими нефтезависимыми государствами большое население, указал Жаворонков.
«Одном дело прокормить несколько миллионов человек, живущих в Катаре и Кувейте, и совсем другое – свыше 140 миллионов ртов в Российской Федерации», – заключил он.
Всемирный банк на днях ухудшил прогноз для российской экономики на 2016-ый год до минус 0,7%. Вопрос только в том, не придется ли с учетом тренда на нефтяном рынке существенно скорректировать и эти цифры.