«Да этих надо расстрелять без всякого суда и следствия!», – предлагают фейсбуковские оппозиционные пользователи, подразумевая, естественно, власти. «Ну, нет, им нужно устроить то же, что и с Каддафи!», – предлагают наиболее оппозиционные из них. «Нет, сначала у них надо отобрать награбленное богатство, раздать людям, а затем четвертовать и снять с них скальпы!», – подводят итог самые радикальные. Раньше, когда не было Фейсбука, такие разговоры, адресованные, в частности, «тому слепцу», «тому турку» и так далее, мне приходилось «выслушивать». А сейчас наступил расцвет для письменного творчества людей. Я не вижу здесь особой проблемы, и не думаю, что наши граждане настолько кровожадны. Просто у нас принято поддаваться некоему примитивному интеллектуальному уровню и низшим инстинктам – это, можно сказать, способ ведения «великосветских» бесед.
Несколько удивляет, конечно, что все это сегодня рассматривается как журналистика, публицистика, аналитика или в качестве оппозиционного поведения, вида борьбы, политической и гражданской позиции. Это, конечно, вовсе не означает, что не следует критиковать власти самым беспощадным образом и в самых жестких (но корректных) формулировках. Более того, мне кажется весьма желательным, чтобы в итоге предстоящих парламентских выборов нынешняя правящая команда сменилась другой, не потому, что эта новая команда начнет «нести железные яйца», а для того, чтобы впервые за 25 лет наконец-таки был заложен принцип естественной ротации. Вся проблема в том, что вышеупомянутые инфантильные угрозы ни на сантиметр не приближают оппозицию к этой цели. Но и это тоже нормально, люди ищут способы самовыражения, и делают это в пределах своего кругозора.
Однако те, кто совершенно не придерживается корректности в своих высказываниях, должны проявлять некоторую снисходительность, когда, так сказать, с «противоположной стороны» звучат схожие формулировки. Недавно депутат и певица Шушан Петросян в своих фейсбуковских комментариях написала в адрес другого пользователя такую фразу – «я тебе глаза повыкалываю, щенок». Конечно же, она поступила крайне неправильно, она не имеет права говорить, используя лексику сельской бабки. Но было бы логичнее, если бы свое недовольство по этому поводу выразили те, кто использует более мягкую и сдержанную лексику.
Не то, это немного похоже на известную басню Крылова про обезьяну и зеркало.