Помните, в 2008-ом году, когда стало ясно, что начинается мировой экономический и финансовый кризис, премьер-министр Тигран Саргсян советовал не использовать слово «кризис», чтобы внутри страны не началась паника? Действительно, когда сотни банков в мире не могут выполнять свои обязанности, это можно называть также «временными трудностями», но от этого суть явления не изменится. В 1970-ые годы был даже такой советский анекдот. Вопрос: что во время социализма постоянно? Ответ: временные трудности. Но когда произносят слово «кризис», это с одной стороны на самом деле может вызвать панику, и люди бросаются к банкоматам снимать свои деньги, или, с другой стороны, заставляет государства и те же банки предпринимать чрезвычайные меры. Что, в конце концов, и произошло.
Сейчас эпидемия. Если несколько сот человек больны гриппом, и, по крайней мере, 11 человек (по положению на вчерашний день) скончались от него, что изменится от того, если это будет названо эпидемией? Какой вид паники в таком случае ожидается? Люди начнут штурмовать аптеки и покупать бессмысленные лекарства? Но, учитывая нынешнее социальное положение, я сильно сомневаюсь, что большая часть граждан в состоянии приобретать лекарства стоимостью 20 тысяч драмов. (Иной вопрос, что людям надо советовать, что даже если у них достаточно средств, самолечением заниматься не следует). Если признаком паники является пребывание на улице в марлевых повязках (мы сейчас являемся очевидцами подобных единичных случаев), то в этом, думаю, ничего негативного нет.
Но если прозвучит ныне «запрещенное» слово «эпидемия», то министерство здравоохранения, по сути, будет вынуждено пробудиться от безмятежного состояния и предпринять в своих учреждениях действенные меры по спасению жизни людей, а также, вероятно, активизировать профилактические работы. Величаво-бодрые сообщения, самореклама и самовосхваление в этой ситуации, вероятно, не столь уместны. Не знаю, может быть, они способствуют тому, чтобы не возникала паника, но, с другой стороны, вызывают глубокое недоверие к нашей системе здравоохранения.
Полагаю, что люди умирают не от паники.