В этом аспекте мы продолжаем выступать как дети безбожного режима
В 1987-ом году на экранах телевизоров появился фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние», который был снят в 1984-ом году и иносказательным языком повествовал о советском тоталитаризме. Фильм «Покаяние» три года находился под запретом советской цензуры, более того, КГБ проводил в квартирах Тбилиси обыски, конфискуя его «незаконные» копии. Но началась «перестройка», и Горбачев после некоторых колебаний решил позволить официальный показ фильма. Это было весьма значимое, в какой-то мере, можно сказать, также и переломное событие в истории империи, переживающей свой закат. И когда страдающие ностальгией говорят, что Горбачев «разрушил прекрасную страну» по указке «цэрэу», то одним из шагов по «развалу» был и показ этого фильма. Потому что такие империи и режимы основаны на распространении лжи о прошлом, а также полном отсутствии раскаяния и покаяния. При безбожных режимах не может быть покаяния.
Режим в некоторых сегодняшних постсоветских странах (в том числе и Армении) уже не является тоталитарным, но наше общественное мышление осталось прежним, потому что покаяться означает изменить мышление. Если бы такой фильм снимался в сегодняшней России, он по меньшей мере имел бы трудную судьбу, так как после некоторых «шатаний» эта страна вернулась «на круги своя», и покаяние по отношению к прошлому там совершенно не поощряется. Несмотря на то, что православие в России считается почти «официальной идеологией», это всего лишь проформа, потому что отвергается идея покаяния, считающаяся ядром христианства.
Точно так же, как и в Турции, в которой ее руководители, сколько бы они ни считали себя последователями ислама, и как бы их жены ни повязывали платки, все равно: Турция будет оставаться безбожной страной, пока не покаялась в грехах, совершенных в отношении других народов, в том числе и армян. Если государство заявляет, что в его истории не было момента, за который оно должно каяться, то это безбожное государство, даже в том случае, если все население этого государства с утра до ночи молится и постится. Если человек говорит, ему не в чем каяться, то в этом человеке нет веры. Даже в том случае, если он каждый день ходит в церковь молиться, и раздает детям конфеты.
Читайте также
Посмотрите, как много было того, в чем каялся Святой Григор Нарекаци. Мы можем искренне сожалеть – «ой, что же это я наделал», чувствовать угрызение совести, но это не истинное покаяние, потому что последнее предполагает осознанный подход, убежденность, личную ответственность, постоянное внимание к знакам, посылаемым нам Богом.
Как отличить одно от другого, как понять, вырваны ли полностью сорняки из наших сердец, или это просто временное сожаление? Очень просто: если мы уже не повторяем то, что совершили, считаем ошибкой и не намерены, не думаем, и даже в мыслях нет совершать этого, значит это не было временным сожалением, значит, мы действительно изменили наше мышление. Причем, это не «единовременный», а непрерывный процесс.
Неслучайно, что к смыслу религиозного покаяния близок греческий термин «метанойя», который в переводе с греческого буквально означает «перемена мысли». Речь идет не только о поведении, но и об изменении восприятия жизни, мировосприятия, и потому покаяние по-армянски называется «ап-ашхаранк» – «против, контр, вопреки сотворенному, сожаление о сотворенном».
Когда к Иисусу подошел следующий всем заповедям и ведущий благочестивый образ жизни молодой богач, и спросил, что нужно для вечной жизни, Господь ответил ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Матфей 19:21), к чему молодой человек не был готов. Но если кто-то, предположим, решит буквально воспринять эту притчу, оставить родных и стать церковнослужителем, это тоже станет лишь сменой поведения, но не изменением мыслей, и никак не связано с покаянием. Более того, это будет, по моему мнению, проявлением наивысшего эгоизма. Покаяние без любви не стоит и ломаного гроша.
А самое курьезное, это когда человек требует, чтобы покаялся другой, одна социальная группа требует этого от другой, одна нация – от другой нации. И от таких «требований» мир не изменится. Мир меняется от МОИХ собственных действий.
АРАМ АБРААМЯН
Газета «Аравот»
16.01.2016
https://www.aravot.am/2016/01/18/648341/
Безбожное государство, покаяние, Горбачев, Фильм «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, мышление, государство, Россия